Родителям 16 месячного малыша приходится не легко, ведь ребенок в этом возрасте склонен к переменам настроения и капризам, в связи с этим ему нужно уделять особое внимание, заботу, а главное терпение.
Показатели физического и умственного развития ребенка в 1 год и 4 месяца — индивидуальны, но в основном, дети этой возрастной группы находятся примерно на одинаковом уровне поведенческой активности.
Физическая активность
В таком возрасте, в независимости от пола, ребенок может самостоятельно:
- делать, как минимум, несколько шагов;
- ходить, держась за опору или руку взрослого;
- вставать без поддержки.
При помощи взрослого может:
- спускаться или подниматься по ступенькам;
- слезать и залезать на кресло, диван или стул.
Параметры веса и роста:
| Пол | Средний рост, в см | Средний вес, в кг |
| Мальчики | 82 | 11 |
| Девочки | 75 | 10 |
В 16 месяцев малыш начинает проявлять интерес к самостоятельному использованию столовых приборов. Именно в этот период большинство детей начинают сами пить из чашки и кушать ложкой.
Это время идеально подходит для начала приучения к горшку и постепенном отказе от использования подгузников. Малыш уже понимает, что ему не комфортно в мокрых штанишках и через время начнет сам садиться на горшок.
У большинства детей в 1 год и 4 месяца начинается период прорезывания коренных зубов и верхних клыков, как правило, это доставляет множество хлопот родителям и дискомфорт самому малышу. В этой ситуации многие педиатры рекомендуют использовать обезболивающие гели и специальные прорезыватели зубов.
Если ребенку не удается выполнение попыток самостоятельно ходить или же он не проявляет желание это делать, нужно показать его специалисту для исключения различных патологий.
Врачи отмечают, что в возрасте 1 года и 4 месяцев дети продолжают активно развиваться, и их навыки становятся более разнообразными. В этом возрасте малыш должен уметь уверенно передвигаться, многие дети уже начинают ходить самостоятельно, а некоторые могут даже бегать. Кроме того, они начинают осваивать навыки мелкой моторики: могут самостоятельно брать и держать предметы, складывать кубики и пытаться рисовать.
Важным аспектом является развитие речи. Врачи советуют, что к этому возрасту ребенок может произносить несколько простых слов и активно реагировать на обращения взрослых. Социальные навыки также начинают проявляться: дети учатся взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками и проявлять интерес к играм.
Врачи подчеркивают, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Главное — поддерживать малыша, создавая для него безопасную и стимулирующую среду для обучения и игры.

Психомоторные навыки

Многие сравнивают малышей с обезьянками, которые все повторяют за другими, им интересно попробовать новое, облизать и потрогать.
Известно, что дети начинают познавать мир через руки и рот.
Родители должны быть бдительными, особенно когда к ребенку в руки попадают мелкие предметы.
Ребенок уже может сказать приблизительно 15 слов. Понимает отличия между частями тела, животными, овощами и фруктами. Приобрести новые знания помогают игры сюжетного характера такие как, кормление игрушек, кукол, переливание воды, пересыпания песка, раскладывание круп.
Происходят перемены также и в эмоциональном плане. Малыш уже реагирует на встречу или расставание с родителями, бабушками и дедушками, проявляя огорчение или радость. Резко поднять настроение может красивая вещица, а вот сломанная игрушка или развалившаяся пирамидка вызовет крик или слезы.
Если попросить ребенка что-то показать, принести или дать он отлично с этим справится. Положительное влияние оказывает занятие гимнастикой, детки обычно очень это любят, охотно начинают крутить кистями, отводить за спину и поднимать руки. Как вариант можно поиграть в паровозик, представить что он птичка и рыбка, таким образом упражнения выполняются в форме игры.
Этот возраст подходит для приучения к порядку, для этого можно пробовать заниматься совместной уборкой игрушек или расстановкой кухонной утвари по местам.
Большую роль в развитии играет регулярное чтение книг, рассматривание ярких картинок, где нарисованы животные, фрукты, машины. Благодаря этому ребенок начинает быстрее воспринимать информацию, развивать речевые навыки.
Частые перепады настроения являются нормой в этот период, это может приводить к истерике, в таком случае рекомендуется сразу переключать внимание малыша на другой не менее интересный предмет, для предотвращения истеричных ситуаций в дальнейшем.

О симптомах и методах лечения ветрянки у детей читайте далее.
Гигиена полости рта — с какого возраста учить ребенка чистить зубы, расскажем в этой статье.
Уход и питание ребенка в 1 год и 4 месяца

- утренние и вечерние водные процедуры;
- чистка зубов;
- мытье рук после похода на горшок;
- прогулки на улице;
- дневной сон.
Важно понимать, что к чистоте и опрятности ребенок должен привыкать с самого детства. Это оказывает огромное значение на качество взрослой жизни.
В возрасте 1 года и 4 месяцев дети активно развиваются, и их навыки становятся более разнообразными. В этом возрасте малыши начинают уверенно передвигаться, многие уже могут ходить без поддержки. Это время, когда они исследуют окружающий мир, проявляя любопытство и желание познавать новое. Речь также начинает развиваться: дети могут произносить простые слова и фразы, а некоторые уже понимают и выполняют простые команды.
Социальные навыки становятся важными — малыш начинает взаимодействовать с другими детьми, проявляя интерес к играм и совместным занятиям. Эмоциональное развитие также заметно: ребенок может выражать радость, гнев или страх, что свидетельствует о формировании его личности. Важно поддерживать его стремление к самостоятельности, позволяя пробовать делать что-то самостоятельно, будь то еда или игры. Родители и caregivers должны создавать безопасную и стимулирующую среду, чтобы способствовать дальнейшему развитию малыша.

Питание 16 месячного ребенка
В этом возрасте полноценным считается четырех разовое питание. Меню включает в себя:
- Завтраки — сыр, хлеб, молоко, чай, какао, вареные яйца, сырники. Каша: манная, овсяная, рисовая, кукурузная, гречневая.
- Обеды — овощи, гарниры из круп, картофельное или овощное пюре, вермишель; рыбные и мясные вторые блюда: запеканки, котлеты или тефтели приготовленные на пару, отварная курица или рыба. Супы: рассольник, щи, борщ, овощной, вермишелевый с фрикадельками. Салаты из овощей: капустные, свекольные, огуречные, морковные. Зелень: шпинат, салат, петрушка.
- Полдники — молоко, чай или кефир, печенье, фрукты, творожная запеканка либо творог с фруктами, йогурт.
- Ужины — запеканки или пюре из овощей, каши, бутерброд с конфитюрами и маслом, молоко, фрукты.
Питание в таком возрасте является полноценным, но ради безопасности пока еще желательно давать пищу в измельченном виде, или рубленном на мелкие кусочки. Приучать к крупной пище стоит постепенно, чтобы ребенок мог осваивать способность пережевывания.
Стоит также обратить внимание на то, что у ребенка уже формируются вкусовые предпочтения, с периодическими изменениями. Их надо учитывать, и ни в коем случае, не заставлять его кушать нелюбимый продукт, однако и полностью потакать прихотям тоже нельзя, так как в дальнейшем будет крайне сложно угодить маленькому гурману.
В графике кормлений также могут происходить временные изменения, все зависит от того, насколько ребенок перед этим хорошо покушал или если не было возможности покормить его в нужное время. Но важно следить за временными промежутками между приемами пищи.
Часто бывают ситуации, когда малыш ест мало или вовсе отказывается, и если со здоровьем все в порядке не стоит переживать. Дети в таком возрасте уже хорошо чувствуют голод и в случае чего смогут намекнуть маме о желании покушать.
Развивающие игры и занятия
Особенностью данного возраста является практически полное подражание взрослым.
Поэтому для полноценного развития мелкой моторики нужно использование игрушек бытового и развивающего характера:
- стаканчики, вставляющиеся один в один, пирамидки;
- пуговицы, бусинки, конструкторы, мозаики (во время таких занятий ребенок обязательно должен находиться под присмотром взрослых);
- игрушечные предметы мебели, бытовой и кухонной утвари, детская посудка, фрукты и овощи.
Мальчики и девочки постепенно начинают проявлять интересы к разным играм. Мальчишки становятся более активными, отдают предпочтение мячам и машинкам. А вот девочки любят подражать маме в уборке дома, играть куклами и устраивать чаепития.
Но не стоит переживать если малыш отдает предпочтения игрушкам противоположного пола, как правило, при попадании в общество детей, ребенок начинает менять свои интересы.
Полезными будут игры в «шершавый-гладкий», «низкий-высокий»,« большой-маленький», «далеко-близко», это нужно для развития сравнительных и ориентировочных навыков.
Педиатры рекомендуют как можно чаще давать ребенку рисовать, пусть пока у него не получится изобразить солнышко или домик, но это поможет научиться держать рукой карандаш или кисточку и осваивать творческие навыки. Сейчас есть огромный выбор красок для самых маленьких, в том числе и пальчиковые краски. Но для занятий последними, малыша лучше раздеть и что-нибудь постелить, чтобы он не разукрасил весь дом.
Нередко родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание делиться игрушками с другими детьми или взрослыми. В данной ситуации стоит сразу переключать внимание, чтобы не укоренить в характере такую черту как жадность.
Именно через игру малыши развиваются и постигают этот мир. Развивающие игры для детей 8 месяцев предложены в этой теме.
Рвота с температурой у ребенка — симптом тревожный. О каких заболеваниях может идти речь, расскажем в этом материале.
Вес также может повлиять на физическое развитие, так худенькие детки обычно более активны по сравнению с пухленькими.
Но не стоит переживать если ребенок не соответствует этим параметрам или опережает их. Все дети индивидуальны, большую роль в способностях малыша играет и генетическая предрасположенность.
Видео на тему

Вопрос-ответ
Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца?
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев. Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу и т. д.
Что должен говорить ребенок в 1 год 4 месяца?
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
Каковы признаки скачка роста в год и 4 месяца?
Скачок № 10: 71–75 неделя (~1 год и 4 месяца). Частые признаки: ухудшение сна и аппетита. Малыш не хочет играть один, требует, чтобы в процессе принимали участие родители. Скачки настроения и поведения.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на физическое развитие: в этом возрасте ребенок должен уметь уверенно ходить и, возможно, даже бегать. Создайте безопасное пространство для игр, где малыш сможет свободно передвигаться и развивать свои моторные навыки.
СОВЕТ №2
Стимулируйте речь: читайте ребенку книги, рассказывайте истории и активно общайтесь с ним. Используйте простые слова и фразы, чтобы малыш мог повторять и учиться новому. Это поможет развить его словарный запас и навыки общения.
СОВЕТ №3
Развивайте мелкую моторику: предложите ребенку игры с конструкторами, пазлами или простыми предметами, которые он может складывать и разбирать. Это способствует развитию координации и ловкости рук, что важно для дальнейшего обучения.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на социальные навыки: поощряйте взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Играйте в ролевые игры, учите делиться игрушками и проявлять заботу о других. Это поможет малышу развить эмоциональный интеллект и навыки общения.



