Немного времени отделяет малыша от одного из важнейших событий — празднования первого дня рождения! В этот период кроха уже не безропотный младенец, а личность, обладающая собственными привычками, предпочтениями и вкусами.
В это время родители и специалисты могут легко заметить любые отклонения в развитии. Так что должен уметь ребенок в 11 месяцев и как заподозрить возможные проблемы?
Физиологические изменения в 11 месяцев

За один месяц в указанном возрасте малыши набирают примерно 350-400 грамм веса и вырастают еще на 1-2 см. Физиологические нормы для ребенка 11 месяцев зависят от пола.
| Показатель | Мальчик | Девочка |
| Вес, кг | 7,6-11,7 | 6,9-11,2 |
| Рост, см | от 69,9 до 79,2 | от 67,7 до 77,8 |
| Окружность головы, см | 44,6-45,8 | |
| Окружность грудной клетки, см | 47,8-48,4 | |
| Количество зубов | 4-6 | |
Количество зубов — индивидуальный параметр, который не является показателем здоровья. Из-за перенесенных мамой (во время беременности) и малышом болезней, частных особенностей, наследственного и прочих факторов значение может отклоняться от норм.
Врачи отмечают, что в 11 месяцев дети демонстрируют значительный прогресс в физическом и когнитивном развитии. К этому возрасту многие малыши начинают уверенно ползать, а некоторые уже делают первые шаги, держась за мебель. Специалисты подчеркивают важность моторных навыков, таких как способность подниматься и спускаться с низких ступенек. Также в этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, проявляя интерес к игрушкам и предметам, что способствует развитию мелкой моторики.
Когнитивные навыки также находятся на высоком уровне: малыши начинают понимать простые команды и могут показывать на знакомые предметы. Врачи рекомендуют родителям активно общаться с детьми, читать книги и играть, чтобы стимулировать их речь и социальные навыки. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться, однако общие ориентиры помогают родителям следить за прогрессом своего малыша.

Физическое развитие малыша
Ребенок в одиннадцать месяце сидит без содействия и прекрасно держит равновесие, пытается или уже легко встает из этого положения без помощи. Также малыш продолжает активно ползать.
Если раньше кроха стоял с опорой и передвигался с ее же помощью, то именно в этом возрасте он начинает «отрываться» от нее. С каждым днем малыш может сохранять вертикальное положение тела все дольше, а чуть позже совершает попытки делать первые шаги. Специалисты не рекомендуют заставлять малыша ходить, особенно если он боится.
Такое встречается, если кроха, совершив свои первые шаги, упал, ударился и т.д. Нужно понимать, что ползанье, как способ передвижения — крайне полезен для опорно-двигательного аппарата ребенка, поэтому, чем дольше этот этап, тем лучше. Малыш обязательно пойдет, но чуть позже.
Основные навыки и умения
В возрасте 11 месяцев ребенок впитывает все, как губка. Если сажать его за стол вместе с родными, у него начнет формироваться правильная культура питания и свойственные конкретной семье пищевые пристрастия. Привычку каждое утро и вечер и умываться, чистить зубы, а также совершать прочие гигиенические мероприятия лучше начинать закладывать уже сейчас.
Моторика рук совершенствуется — это позволяет перебирать мелкие предметы, нанизывать кольца на пирамидку, осваивать сортеры и другие игрушки подходящие по возрасту.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев:
- садиться без поддержки. Вставать и стоять, держась за опору;
- ходить (держась за руку мамы либо устойчивые предметы интерьера). Многие дети в указанном возрасте пытаются совершать первые самостоятельные шаги, но если малыш этого не делает, не стоит его торопить.
- ребенок должен знать своих близких, уметь отличить их от других людей;
- важно, чтобы мальчик или девочка проявляли эмоции, то есть, смеялись, радовались, плакали, выражали заинтересованность и т.д. Многогранность мимики, жестов, произносимых звуков указывает на правильное развитие;
- кроха должен отзываться на свое имя, то есть, поворачивать голову и смотреть на того, кто его окликнул;
- малыш способен показывать привычные предметы в доме по просьбе близких, а также иметь любимые игрушки;
- важно, чтобы в 11 месяцев ребенок совершал попытки, пусть и не слишком успешные, подражать окружающим его взрослым;
- говорить хотя бы пару слов. Отлично, если кроха подражает звукам и сопровождает свои действия «озвучкой», например, катая машинку, говорит «бррр» и т.д.;
- пытаться есть при помощи ложки самостоятельно. Конечно, этот период сопровождается бесконечными переодеваниями и массой хлопот по отмыванию окружающего пространства, зато чуть позже кроха научится, чем облегчит жизнь и себе, и маме;
- кроха в указанном возрасте способен осваивать первые сюжетно-ролевые игры. Если мама покажет, как качать куколку или расчесывать игрушечную собачку, малыш сможет это повторить.
Если кроха пока не выполняет чего-то, это не значит, что он развивается неправильно. Однако, при сильном отставании от стандартного графика лучше показать ребенка специалисту.
На 12 месяце наступает пора, когда можно знакомить малыша с горшком. Если ребенок реагирует на это плачем и категорическим нежеланием сидеть на подобном аксессуаре, значит, стоит отложить приучение, минимум, на 1 месяц.
В 11 месяцев многие родители начинают активно оценивать развитие своего малыша, и это вполне естественно. В этом возрасте дети уже проявляют множество навыков, которые могут удивить. Например, многие из них умеют ползать, вставать на ножки и даже делать первые шаги, держась за мебель. Речь тоже начинает развиваться: малыш может произносить простые слоги и подражать звукам. Социальные навыки становятся заметнее — дети начинают проявлять интерес к другим детям и взрослым, могут играть в простые игры, такие как прятки.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Родители часто делятся своими наблюдениями, отмечая, что некоторые дети быстрее осваивают физические навыки, в то время как другие сосредотачиваются на речевом развитии. Общение с другими родителями и специалистами помогает лучше понять, что нормально для данного возраста, и поддерживать малыша в его индивидуальном развитии.

Психическое и социальное развитие
В указанном возрасте ребенок непросто отличает своих от чужих — к одним людям он может выражать явную симпатию, а других, по неизвестным причинам, не любить. Уровень психического и интеллектуального развития на этом этапе настолько высок, что кроха начинает понимать, как и кем можно манипулировать.
Яркий пример: если мама бежит сломя голову на любой крик, а на простой призыв в виде вытянутых ручек реагирует не так быстро, малыш с высокой степенью вероятности будет кричать специально, чтобы к нему подходили незамедлительно.
Шкафы и предметы в них, оставленные на столе мелочи, а также все что находится в доступности маленьких ручек, оказывается на полу — так кроха изучает пространственные отношения.
Ребенок в 11 месяцев тянется к другим детям, а также «приглянувшимся» взрослым — так он устанавливает первые социальные связи и получает важные навыки, поэтому нельзя ограничивать подобное общение.

Произносимые малышом слоги или слова становятся более осмысленными, то есть, «ма-ма» — это уже точно непросто набор звуков, а обращение к самому дорогому человеку на свете.
На данном этапе у ребенка отлично развито логическое мышление. Например, если на его глазах спрятать какой-то предмет в руку или под платок, то уже через несколько секунд малыш легко его достанет или укажет, где он.
Видео по теме
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? О развитии малыша в видео:

Одиннадцатимесячный ребенок нуждается не только в заботе, хорошей пище и должном уходе — для правильного развития ему нужны подходящие по возрасту игры.
Пальчиковые краски, пирамидки, сортеры, каталки, кубики, книжки с яркими и крупными картинками — необходимый любому ребенку указанного возраста «набор». С каждым днем кроха будет осваивать все новые навыки и умения, а задача мамы и папы — помогать ему в этом.
Вопрос-ответ
Что обязательно должен уметь ребенок в 11 месяцев?
В 11 месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки, ползать или передвигаться на четвереньках, подниматься на ноги с опорой, а также проявлять интерес к окружающим предметам и людям. Он может начинать произносить простые слоги, понимать некоторые слова и реагировать на простые команды, такие как «нет» или «дай». Кроме того, важно, чтобы малыш проявлял социальные навыки, такие как улыбка и взаимодействие с взрослыми.
Что должно насторожить у ребенка в 11 месяцев?
В 11 месяцев родителям следует насторожиться, если ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не пытается ползать или стоять с опорой, не реагирует на свое имя, не издает звуков или не пытается имитировать речь, а также если у него отсутствуют социальные взаимодействия, такие как улыбка или игра с другими. Эти признаки могут указывать на задержку в развитии и требуют консультации с педиатром.
Как узнать, развит ли у меня 11-месячный ребенок?
Одарённые дети часто достигают физических успехов раньше своих сверстников. Это может включать в себя умение держать голову, переворачиваться, ползать или ходить. Они демонстрируют лучшую координацию и равновесие, демонстрируя развитую моторику.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за физическим развитием вашего малыша. В 11 месяцев ребенок должен уметь ползать, вставать на ножки и, возможно, делать первые шаги. Обеспечьте безопасное пространство для его активных игр, чтобы он мог развивать свои моторные навыки.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на речевое развитие. В этом возрасте дети начинают произносить свои первые слова и активно имитируют звуки. Читайте малышу книги, разговаривайте с ним и поощряйте его попытки говорить, чтобы развивать его словарный запас.
СОВЕТ №3
Развивайте социальные навыки. В 11 месяцев дети начинают осознавать других людей и могут проявлять привязанность. Организуйте встречи с другими детьми, чтобы ваш малыш учился взаимодействовать и делиться с окружающими.
СОВЕТ №4
Следите за эмоциональным развитием. В этом возрасте дети могут проявлять различные эмоции, такие как радость, страх или недовольство. Поддерживайте эмоциональную связь с малышом, обнимайте его и реагируйте на его чувства, чтобы помочь ему развивать эмоциональный интеллект.

