Десять месяцев – первая круглая дата для грудничка. К этому возрасту малыш многому научился. Ребенок уже окреп в физическом плане, может вставать у опоры.
Улучшается и его психоэмоциональное состояние. Важно стимулировать дальнейшее развитие малыша. Для подбора оптимального комплекса занятий, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев.
Особенности развития мальчиков и девочек
Развитие 10-месячного ребенка проходит очень стремительно. На данный процесс влияет половая принадлежность. Девочки меньше по росту и весу, чем мальчики. При этом в психоэмоциональном плане они развиваются быстрее.

- врожденные и приобретенные болезни;
- генетика;
- питание (меню, режим);
- срок появления на свет;
- занятия (гимнастика, массаж, игры).
За десятый месяц жизни дети набирают около 450 г, вырастают на 1-1,5 см. Окружность головы и грудной клетки увеличивается примерно на 0,5 см. Каждый малыш растет в своем темпе.
| Показатель | Девочки | Мальчики | Среднее значение |
| Окружность головы, см | 41,5-46,9 | 42,9-47,9 | 44,2-45,4 |
| Рост, см | 66,5-76,4 | 68,7-77,9 | 71,5-73,3 |
| Окружность грудной клетки, см | 45,2-50,1 | 45,1-51,4 | 47,2-47,9 |
| Вес, кг | 6,7-10,9 | 7,4-11,4 | 8,5-9,2 |
Увеличение физических показателей (веса, роста) в десятимесячном возрасте происходит уже не так интенсивно, как в первом полугодии. У младенцев улучшается координация движений. Это позволяет им быстро перемещаться по комнате ползком.
Продолжает совершенствоваться мелкая моторика. У многих детей в 10 месяцев уже есть 4 зуба. У грудничков активно развивается психоэмоциональная сфера, речь. Ребенок становится более социальным.
Особенности развития мальчиков и девочек приведены ниже:
- разговор. Девочки начинают говорить раньше на 3-4 месяца. Их словарный запас больше;
- звуки. Мальчики хуже реагируют на громкие звуки;
- распознавание лиц. Девочки с 4 месяцев уже узнают маму, папу, с опаской относятся к незнакомым. Мальчики начинают различать людей позже;
- зрение. Девочки хорошо видят двумя глазами, а мальчики – лучше левым. У представительниц слабого пола больше развито периферийное зрение, а у лиц сильного пола – пространственное;
- память. Мальчики лучше воспринимают информацию на слух. У девочек хорошо развита визуальная память.
Бывает, что различия в становлении детей разных полов незаметны. То, как скоро всему обучится ребенок, зависит от занятий, которые проводят с ним родители.
Врачи отмечают, что в 10 месяцев ребенок демонстрирует значительный прогресс в физическом и когнитивном развитии. В этом возрасте малыши обычно начинают ползать, а некоторые могут уже вставать на ножки, держась за опору. Это время, когда они активно исследуют окружающий мир, проявляя интерес к предметам и игрушкам. Врачи подчеркивают важность игры для развития моторики и координации движений.
Также в 10 месяцев дети начинают осваивать простые звуки и могут произносить слоги, такие как «ма» или «ба». Врачи рекомендуют родителям активно общаться с малышом, чтобы стимулировать его речевое развитие. Социальные навыки также начинают формироваться: дети могут проявлять привязанность к родителям и другим близким людям, а также реагировать на эмоции окружающих. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться, поэтому родителям стоит ориентироваться на общее развитие и радоваться достижениям своего малыша.

Навыки и умения 10-месячного малыша
Заботливые родители интересуются, что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев. Сравнение фактических параметров с нормативными, позволяет вовремя выявить отклонение и обратиться к доктору. Существует специальный календарь развития грудничков, в котором помесячно указаны способности и навыки здоровых детей.
| Область развития | Навыки и умения детей в 10 месяцев |
| Физическая | Детей больше интересуют маленькие предметы, чем крупные. Это способствует развитию мелкой моторики. Малыши в этом возрасте умеют:
Движения рук десятимесячных детей хорошо скоординированы. Малыш способен выполнять различные манипуляции с предметами (открывать и закрывать коробки, катать машинку, прятать игрушки). |
| Социальная | Груднички начинают прислушиваться к речи окружающих людей, повторять простые слова, слоги за взрослыми. Они пытаются соотносить предметы с их названиями. Девочки стремятся заслужить похвалу. Мальчики становятся более предприимчивыми, самостоятельными. Дети пытаются копировать жесты, мимику, поведение взрослых. Ребенок начинает интересоваться другими детьми, старается находить с ними контакт. |
| Психическая, речевая | Десятимесячные дети не только копируют взрослых, но и начинают проявлять свою индивидуальность. У них появляются предпочтения в играх, еде. Малыши пытаются настаивать на своем. Дети знают названия большинства предметов в доме и могут указать на них пальцем. Они узнают животных, продукты изображенные на картинке. Ребята активно реагируют на музыку: пытаются танцевать (раскачиваться, приседать, кивать головой), держась за опору. К концу десятого месяца малыши начинают произносить первые осознанные слова («мама», «дай»). С ребенком уже можно вести беседу: он способен отвечать на простые вопросы. Дети умеют хлопать в ладоши, махать рукой на прощание, есть и пить из посуды, собирать пирамидку. |
Недоношенные малыши на 10 месяце жизни
Недоношенными называют детей, появившихся на свет раньше 37-ой недели беременности. Вес таких младенцев меньше 2,5 кг.
В зависимости от срока рождения и массы тела, выделяют четыре степени недоношенности:
- к первой относятся дети родившиеся на 35-36-ой неделе вынашивания. Их рост варьируется в пределах 40-47 см, а вес – 2-2,5 кг;
- вторая степень недоношенности – это малыши, родившиеся на 33-35-ой неделе беременности. Их масса тела составляет 1,5-2 кг, а рост — 37-40 см;
- к третьей степени относятся дети родившиеся на 31-33-ей неделе. Их рост не превышает 37 см, а вес – 1,5 кг;
- четвертая степень недоношенности является самой тяжелой. Такие дети рождаются на 29-31-ой неделе беременности с весом менее килограмма и ростом меньше 35 см.
При правильно подобранном питании и уходе, недоношенные дети уже к годовалому возрасту догоняют малышей, появившихся на свет в срок. Ниже приведена таблица физических показателей детей 10 месяцев, которые родились ранее 37-ой недели.
| Степень недоношенности | |||||||||||
| Четвертая | Третья | Вторая | Первая | ||||||||
| Прибавка | Вес | Прибавка | Вес | Прибавка | Вес | Прибавка | Вес | ||||
| в весе | в росте | в весе | в росте | в весе | в росте | в весе | в росте | ||||
| 450 г | 2,5 см | 5,6-6,2 кг | 500 г | 1,7 см | 7,5-8,0 кг | 400 г | 0,8 см | 7,8-8,3 кг | 400 г | 1,5 см | 8,1-8,6 кг |
Дети 1-2 степени недоношенности в десятимесячном возрасте уверенно стоят у опоры, ползают. Они отзываются на свое имя и улыбаются, когда с ними начинают разговаривать родные люди.

Дети 3-4 степени недоношенности делают попытки вставать у опоры, совершать первые шаги вдоль перил. В их речи появляются слоги. Во время общения с младенцем можно заметить, что он понимает то, о чем ему говорят.
В десять месяцев малыши показывают пальцем на те предметы, которые называют взрослые.
В 10 месяцев дети активно развиваются, и родители часто задаются вопросом, что должен уметь их малыш в этом возрасте. В этом периоде многие дети начинают ползать, а некоторые уже делают первые шаги, держась за мебель. Они становятся более любознательными, исследуя окружающий мир, и могут проявлять интерес к игрушкам, которые требуют манипуляций, например, кубикам или пирамидкам.
Коммуникация также находит новое выражение: малыши начинают лепетать, произнося слоги и даже простые слова, такие как «мама» или «папа». Важным аспектом является развитие социальных навыков — дети начинают проявлять привязанность к родителям и другим близким людям, а также могут испытывать страх перед незнакомцами.
Кроме того, в этом возрасте малыши учатся понимать простые команды и могут реагировать на них, что свидетельствует о развитии их когнитивных навыков. Родители должны помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться, но поддержка и внимание к потребностям малыша помогут ему расти и развиваться гармонично.

Как своевременно определить отклонения от нормы?
Не у всех детей развитие идет по плану. Вследствие определенных физических и психических отклонений, у некоторых малышей наблюдается задержка в развитии. Отчетливыми нарушения становятся ближе к третьему году.
Но заботливые и внимательные родители смогут обнаружить некоторые симптомы отклонений и на десятом месяце жизни ребенка. Немецкий педиатр Т. Хелльбрюгге выделил ряд признаков, по которым можно заподозрить физические и психические нарушения у малышей.
| Сфера развития | Признак отклонения |
| Двигательные умения | Лежа на животе, малыш неспособен самостоятельно перевернуться набок, спину. Ребенок не может ползти вперед, плохо удерживает равновесие. |
| Мелкая моторика | Малыш не пытается пить из чашки, сдергивает с головы шапку. |
| Слух, зрение | Младенец не реагирует на громкие звуки, не выделяет из окружающей среды яркую игрушку, расположенную в его поле зрения. Малыш не стучит кубиками, не отзывается на собственное имя, не знает смысл слова «нет». |
| Речь | Грудничок не выговаривает повторяющиеся одинаковые слоги («ма-ма», «да-да», «на-на»). Ребенок не способен воспроизводить за взрослым простые звукосочетания. Он не машет рукой на прощание, не качает головой в знак отрицания. |
| Социальная сфера | Малыш не различает чужих и родных людей, не боится и не стесняется незнакомых. Когда у младенца отбирают игрушку, он не выражает недовольство. Грудничок не имитирует действия взрослых. |
Родителям нужно внимательно следить за состоянием грудничка. Чтобы не пропустить развитие болезни, надо ежемесячно проходить профилактический осмотр у педиатра.
Развивающие занятия и игры
В период бодрствования нужно играть с малышом, проводить обучающие занятия. Необходимо совершенствовать имеющиеся и развивать новые способности, навыки. Для этого рекомендуется приобрести ряд полезных предметов.

- пирамидки;
- погремушки;
- деревянные либо пластмассовые разноцветные кубики;
- мячики;
- машинки;
- ксилофон, пианино;
- пластмассовые детские чашки, тарелки;
- телефон;
- мягкие игрушки (куклы, животные, персонажи мультфильмов).
Развивающие игры и занятия для десятимесячных детей:
- машинки. Взять две машинки: одну дать ребенку, а вторую оставить себе. Катать по полу детские автомобили, приговаривая «би-би» или «ду-ду». Хорошо, если есть игрушечный грузовик. В нем можно катать плюшевого медвежонка или куклу. Игра развивает моторику и мышление;
- телефон. Взять детский телефон, приложить трубку к уху и сказать: «Привет, это мама». Передать трубку ребенку и попросить его тоже что-то сказать («мама», «баба»). Малыш поймет, для чего нужен телефон. Игра способствует становлению речи;
- мячик. Надо катать мяч по направлению к ногам малыша и обратно. Можно аккуратно подбрасывать игрушку. Также следует катать мяч к шкафу, кровати, мотивируя двигаться ребенка в определенном направлении. Игра развивает малыша в физическом плане;
- колокольчик. Дать грудничку колокольчик и предложить издать с его помощью звонкий звук. Это способствует пониманию причинно-следственных связей.
Видео по теме
О развитии детей на 10 месяце жизни в видеоролике:

Таким образом, десятимесячные дети уже многое умеют. Это помогает им более детально изучать окружающий мир и совершенствоваться. Родителям важно проводить в период бодрствования грудничка развивающие игры и занятия. При этом нужно учитывать его физическое, умственное и психоэмоциональное состояние.
Вопрос-ответ
Как понять, что ребенок отстает в развитии в 10 месяцев?
10-11 месяцев: самостоятельно не способен стоять на ногах, не может делать шаги, держась за руку взрослого. 12 месяцев: не может присесть и встать, ходить без опоры или поддержки.
Что должны уметь говорить дети в 10 месяцев?
В эти месяцы ваш ребенок может впервые сказать «мама» или «папа», а также общаться с помощью языка тела, например, махать рукой на прощание и качать головой.
Что должен уметь говорить ребенок в 10 месяцев?
Что умеет ребенок в 10 месяцев? К десяти месяцам малыши начинают понимать человеческую речь, внимательно слушают, знают, что значит слово «нельзя» или «больно». Начинают подражать разным звукам – «би-би», «ля-ля», произносят первые осмысленные слова. А некоторые дети уже говорят свое первое «ма-ма» или «па-па».
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на физическое развитие: в 10 месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки, ползать и, возможно, вставать на ножки, держась за мебель. Создайте безопасное пространство для его активных игр, чтобы он мог развивать свои навыки.
СОВЕТ №2
Стимулируйте речевое развитие: в этом возрасте дети начинают активно лепетать и могут произносить простые слоги. Читайте малышу книги, пойте песни и разговаривайте с ним, чтобы развивать его словарный запас и навыки общения.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на социальные навыки: в 10 месяцев ребенок начинает проявлять интерес к другим детям и взрослым. Поощряйте взаимодействие с ровесниками и знакомыми, чтобы развивать его социальные навыки и эмоциональную привязанность.
СОВЕТ №4
Следите за развитием моторики: предлагайте малышу игрушки, которые можно держать в руках, перекладывать и крутить. Это поможет развить мелкую моторику и координацию движений, что важно для дальнейшего обучения и игры.
