График работы:
пн-чт: с 11:00 до 15:00 пт-вс: выходной
Адрес:
г. Иркутск, ул. Академическая

Развитие малыша в 1 год: что должен уметь делать ребенок и как ему помочь освоить новые навыки?

К 12-месячному возрасту у детей наблюдаются кардинальные изменения в развитии.

Чтобы оценить, нормально ли проходят эти физиологические процессы, нужно обратиться к педиатру.

Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и всячески ему помогать ему осваивать новые навыки.

Физиологические изменения в 12 месяцев

Фото 2Как правило, к году у детей появляется 8 зубов. Но если у малыша больше или меньше жевательных элементов, то паниковать не стоит.

Единственное, что нужно сделать родителям, так это убедиться в том, что малыш получает достаточное количество фосфора, кальция и витаминов С, Е, В, Д, А, группы В. Многие матери перестают кормить грудью ребенка на двенадцатом месяце.

Организм малыша уже достаточно окреп, способен получать требуемые ему вещества из взрослой пищи. С 4-6 месяцев, в рацион малыша наряду с молоком матери вводится и прикорм. К году большая часть меню представлена овощами, кашами, фруктами, мясом и другими продуктами.

К первому году жизни существенно сокращается продолжительность дневного сна. В светлое время суток ребенок отдыхает всего один раз. В 12 месяцев масса тела малыша втрое больше той, с который он родился. В год темпы увеличения роста и прибавки веса замедляются.

Нормы параметров тела для детей 12 месяцев в таблице:

Половая принадлежность Вес, кг Рост, см Окружность головы, см Окружность грудной клетки, см
Мальчики 7,7-12 71-80,5 43,5-48,6 46,1-52,5
Девочки 7-11,5 68,9-79,2 42,2-47,6 46,3-51,4
Среднее значение 8,9-9,6 74-75,7 44,9-49,1 48,3-48,7

Стопы годовалых детей еще плоские, не имеют свод. Если ребенок начал ходить, то на ступнях появляются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы, такие образования исчезают и формируется изгиб.

Врачи отмечают, что в возрасте одного года ребенок начинает активно развиваться, осваивая новые навыки, которые играют важную роль в его дальнейшем развитии. К этому времени малыш должен уметь самостоятельно сидеть, вставать на ноги и делать первые шаги. Также он начинает активно исследовать окружающий мир, проявляя интерес к игрушкам и предметам.

Чтобы помочь ребенку в этом процессе, специалисты рекомендуют создавать безопасную и стимулирующую среду. Игрушки, способствующие развитию моторики, такие как кубики или пирамидки, могут значительно помочь в освоении новых навыков. Важно также поощрять малыша к самостоятельным попыткам передвижения, поддерживая его уверенность в себе. Общение с ребенком, чтение книг и игры с родителями способствуют развитию речи и социальным навыкам. Врачи подчеркивают, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут различаться, поэтому важно быть терпеливыми и поддерживать малыша в его стремлениях.

Что должен уметь ребенок в 1 годЧто должен уметь ребенок в 1 год

Что должен уметь годовалый малыш?

Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.

На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:

  • психоэмоциональное состояние;
  • наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
  • индивидуальные особенности организма;
  • отношения родителей, атмосфера в семье;
  • генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
  • особенности питания;
  • наличие условий для развития;
  • как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.

Все умения можно поделить на три категории:

  1. физические показатели;
  2. психоэмоциональные;
  3. психомоторные навыки.

Физические показатели

В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.

В год ребенок должен уметь:

Фото 3

  • стоять, держась за руку взрослого;
  • сидеть;
  • ползать;
  • ходить вдоль опоры;
  • забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
  • шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • нажимать на игрушки, которые издают звук;
  • спускаться с кровати, дивана;
  • катать коляску;
  • приседать;
  • вставать на ноги из любого положения.

Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.

В возрасте одного года малыш активно осваивает окружающий мир, и его развитие происходит стремительно. В этом возрасте дети начинают уверенно сидеть, ползать и даже делать первые шаги. Родители отмечают, что важно поддерживать интерес ребенка к новым навыкам. Игры с мячом, конструкторами и музыкальными инструментами способствуют развитию моторики и координации. Также стоит уделять внимание речевому развитию: простые стишки и песенки помогут малышу научиться произносить первые слова. Общение с другими детьми и взрослыми обогащает словарный запас и развивает социальные навыки. Главное — создать безопасную и стимулирующую среду, где ребенок сможет исследовать и учиться, а также не забывать хвалить его за достижения, чтобы поддерживать уверенность в себе.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 1 ГОДЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 1 ГОД

Психоэмоциональные навыки

Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.

Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:

Фото 4

  • проявление чувств к родителям, игрушкам;
  • боязнь незнакомых людей;
  • реагирование на появление новой игрушки;
  • выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
  • указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
  • возмущение на запреты, строгий тон родителей;
  • узнавание членов семьи на фотографии;
  • подражание действиям взрослых людей;
  • обнимание, целование родителей;
  • проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
  • рассматривание своего отражения в зеркале;
  • подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
  • реагирование на свое имя;
  • копирование интонации взрослых.

К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.

Фото 5Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.

Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет». Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке.

Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.

Психомоторные навыки

Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.

Дети в 12 месяцев должны уметь:

Фото 6

  • собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
  • снимать с кастрюль и коробок крышки;
  • составлять башню из двух кубиков;
  • проталкивать небольшие предметы в отверстия;
  • класть в коробку какой-то предмет;
  • пить из чашки;
  • есть с ложки;
  • закрывать коробку крышкой;
  • держать взрослого за руку;
  • причесывать куклу;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • возить машинку;
  • стучать палкой по предметам;
  • бросать и ловить мяч;
  • открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
  • брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.

Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.

Как проверить в нормальном ли темпе развивается ребенок?

Определить в нормальном ли темпе развивается ребенок, может педиатр, детский психолог. Оценить физическое, психоэмоциональное и психомоторное состояние ребенка родители могут самостоятельно. Для этого матери нужно знать установленные ВОЗ нормы.

Понять, правильно ли развивается малыш физически, можно так:

Фото 7

  • взвесить его. Определять массу тела надо на голодный желудок;
  • измерить длину тела от макушки до пяток;
  • определить окружность головы и груди сантиметром;
  • посчитать количество зубов;
  • соотнести полученные данные с нормативными.

Также надо убедиться в следующем:

  • реагирует и выполняет ли малыш простые команды. Для этого нужно попросить его взять и отдать игрушку;
  • использует ли ребенок хоть один жест (например, машет рукой, отрицательно крутит головой);
  • умеет ли малыш стоять, ползать, делать несколько шагов с поддержкой;
  • произносит ли осознанно ребенок нормативное количество слов.

Фото 8

Чтобы оценить психоэмоциональное развитие годовалого малыша, рекомендуется понаблюдать за его поведением, надо обратить внимание на следующее:

  • улыбается ли малыш при виде родных;
  • выражает ли эмоции при помощи мимики и жестов;
  • копирует ли поведение взрослых;
  • как он реагирует на незнакомых людей;
  • отзывается ли на свое имя;
  • узнает ли родных на фотографии.

Чтобы оценить психомоторное развитие годовалого малыша, стоит воспользоваться такими тестами:

Фото 9

  • дать ребенку два кубика. Показать ему, как нужно строить башню. Попросить повторить. Малыш не должен тащить в рот, раскидывать кубики. Если его психоэмоциональное развитие нормальное, то он построит башню;
  • предложить поиграть в сортер, рамку-вкладыш или другую игру, где надо выкладывать геометрические фигуры;
  • дать ребенку собрать пирамидку из трех колец. Дети в 1-1,5 года умеют нанизывать кольца, но размер их не учитывают. Правильно складывать пирамидку они начинают лишь к двухлетнему возрасту;
  • взять любимую игрушку малыша и положить ее на стул или диван. Ребенок должен залезть самостоятельно на диван, взять нужный предмет и опуститься обратно на пол;
  • предложить проползти под стулом, залезть в большую коробку. Это надо проводить в качестве игры;
  • на полу в детской комнате разложить различные предметы. Погулять с малышом, держа его за руку. Если ребенок будет перешагивать препятствия, то это значит, что он развивается нормально;
  • поиграть с мячом. Во время такого занятия можно будет увидеть, умеет ли малыш брать, бросать, ловить мяч.

Оценивать состояние малыша рекомендуется тогда, когда он здоров и пребывает в хорошем настроении. Если в результате проверки родителей что-нибудь насторожило, нужно сообщить об этом педиатру во время планового осмотра.

Развивающие игрушки для малышей от 1 до 2 лет

Для годовалого малыша нужно регулярно проводить развивающие занятия. Особенно это касается тех детей, у которых есть проблемы с моторикой, психоэмоциональными навыками.

Родителям рекомендуется:

Фото 10

  • стимулировать ползанье, ходьбу ребенка. Для этого нужно предлагать ему катать коляску, мяч. Полезно купить игрушку-каталку, чтобы малыш смог с ней передвигаться. Нельзя упускать возможность ходить с ребенком по лестнице;
  • уделять внимание развитию мелкой моторики. Для этого надо предлагать пересыпать крупу руками или при помощи ложки из одной чашки в другую. Полезно рисование, лепка из пластилина, надевание браслетов и колец, складывание пирамидки. Можно давать малышу игрушки завернутые в фольгу или бумажную салфетку. Во время купания в общей ванне надо предлагать ребенку ловить плавающие в воде игрушки;
  • занимать малыша сюжетными играми. К примеру, можно вместе надевать на куклу шапку, платье, кормить мишку;
  • общаться с ребенком. Родителям следует комментировать собственные действия, называть игрушки, которые они дают малышу. Также полезно показывать карточки Домана, читать сказки, повествовать стишки. Стоит не упускать возможности общения малыша с другими детьми. Следует помогать ему заводить новые знакомства;
  • отправляясь с ребенком за покупками, нужно показывать и называть разные продукты, давать возможность самостоятельно класть их в корзину.

Для стимулирования физического развития педиатры также советуют проводить регулярно гимнастику и выполнять массаж. Нельзя игнорировать стремление ребенка к самостоятельности. Например, если малыш пытается сам взобраться на песочную горку, то не нужно ему в этом помогать.

Фото 11

Доктор Комаровский рекомендует заниматься закаливанием, путем обливания холодной водой, принятия воздушных и солнечных ванн. Вечером следует проветривать помещение. Важно регулярно гулять с ребенком на улице. Свежий воздух снимает психоэмоциональное напряжение, делает сон более крепким и спокойным.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон роста – соматотропин. Это вещество отвечает за развитие всех органов и систем. Необходимо уметь правильно выбирать для малыша игрушки. Акцент следует делать на развитии мелкой моторики, зрительной памяти, речи.

Для годовалых детей подходят такие виды игрушек:

Фото 12

  • разноцветные кубики;
  • конусы;
  • арки;
  • пирамиды;
  • сортеры (представляют собой игрушки с отверстиями, в которые нужно помещать соответствующие геометрические фигуры);
  • сенсорные коробки;
  • мягкие игрушки;
  • куклы;
  • машина с кузовом;
  • ведро с лопаткой;
  • лейка;
  • игрушечный телефон;
  • пластмассовая посуда;
  • музыкальные игрушки;
  • тканевые или картонные книжки.

Мелкую моторику хорошо развивают такие занятия:

  • наматывание нитки на клубок;
  • приклеивание наклеек на бумажный лист;
  • закручивание, откручивание крышки;
  • игра с прищепками;
  • игра с песком.

Стимулировать речевое развитие можно при помощи таких игр:

  • выполнение артикуляционной гимнастики;
  • рассматривание картинок в детских книжках и озвучивание увиденного;
  • рассказывание малышу обо всем, что его интересует;
  • совместное пение детских песен.

Видео по теме

О том, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, в видеоролике:

Что должен уметь ребенок в 1 годЧто должен уметь ребенок в 1 год

К годовалому возрасту, малыши уже многое умеют, продолжают расти и развиваться. Важно в 12 месяцев показать ребенка педиатру. Врач осмотрит и оценит физическое, психоэмоциональное, психомоторное состояние. Определить, правильно ли развивается малыш, можно и самостоятельно, понаблюдав за ним и проведя ряд простых тестов.

Вопрос-ответ

Что нужно учить ребенка в 1 год?

В 1 год ребенку важно развивать основные навыки, такие как моторика (например, хватание и манипуляция с игрушками), а также социальные и эмоциональные навыки через взаимодействие с родителями и другими детьми. Полезно знакомить его с простыми словами и фразами, развивать слуховое восприятие через песни и рифмовки, а также поощрять исследование окружающего мира через игру и сенсорные активности.

Чем должен заниматься годовалый ребенок?

Но вот некоторые общие этапы развития, которых достигает большинство детей в этой возрастной группе: к 15 месяцам делает несколько шагов самостоятельно, к 18 месяцам начинает ходить самостоятельно, а затем бегать, к 24 месяцам поднимается по лестнице и проходит несколько ступенек с посторонней помощью или без.

Как понять, что ребенок в год отстает в развитии?

Симптомы отставания в развитии у детей: проблемы с моторикой и координацией движений, трудности в социальном взаимодействии, низкая академическая успеваемость, отсутствие интереса к играм и игрушкам соответствующего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год невролог?

В 2 месяца появляется гуление, после 5–6 месяцев — лепет, а в 1 год ребенок может произносить 1–2 слова. В возрасте 1 года ребенок должен научиться складывать пирамидку. Конечно, не по порядку, только 2–3 колечка и ставить 1–2 кубика. Это основные большие навыки, которые оценивает специалист на первом году жизни.

Советы

СОВЕТ №1

Создайте безопасное пространство для исследования. Убедитесь, что в доме нет острых предметов и мелких деталей, которые малыш может проглотить. Позвольте ребенку свободно передвигаться и исследовать окружающий мир, что поможет ему развивать моторные навыки и уверенность в себе.

СОВЕТ №2

Играйте в развивающие игры. Используйте игрушки, которые способствуют развитию координации и логического мышления, такие как кубики, пирамидки и музыкальные инструменты. Играйте вместе с ребенком, чтобы поддерживать его интерес и помогать осваивать новые навыки.

СОВЕТ №3

Чаще общайтесь с малышом. Разговаривайте с ним, читайте книги и пойте песни. Это не только способствует развитию речи, но и укрепляет эмоциональную связь между вами. Используйте простые слова и фразы, чтобы малыш мог легче их запомнить и повторить.

СОВЕТ №4

Поощряйте самостоятельность. Позвольте ребенку пробовать выполнять простые задачи, такие как одевание или уборка игрушек. Хвалите его за усилия, даже если результат не идеален. Это поможет развить уверенность в своих силах и желание учиться новому.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
г. Иркутск, ул. Академическая