График работы:
пн-чт: с 11:00 до 15:00 пт-вс: выходной
Адрес:
г. Иркутск, ул. Академическая

Первые слова крохи: когда дети начинают говорить и как определить задержку в речевом развитии?

С момента появления на свет малыша, заботливые родители начинают за ним внимательно наблюдать. Они следят за тем, чтобы он правильно рос, развивался и с нетерпением ждут, когда их младенец заговорит. Поначалу малыш издает лишь звуки. Процесс становления речи достаточно долгий. Всех молодых родителей интересует, когда ребенок начинает говорить первые слова.

Во сколько месяцев малыши начинают говорить?

Фото 2Речь – это важный инструмент для коммуникации и социализации. Она начинает развиваться с самого рождения. Сначала малыш издает гласные звуки «а», «у». Так он выражает свои потребности.

С двухмесячного возраста младенцы становятся более оживленными, чаще произнося протяжные звуки, придавая им эмоциональную окраску. Они начинают агукать. К двум месяцам мать уже хорошо знает ребенка, понимает, какими звуками он выражает радость, голод, дискомфорт и как он пытается дать понять, что ему скучно.

В трехмесячном возрасте младенец начинает издавать не только гласные, но и согласные звуки (г, х, к, п, б), определенным образом их сочетает («гу», «аги», «агу»). В шесть месяцев родители замечают лепетание ребенка. От гуления оно отличается повторением слогов.

Например, малыш может подолгу тянуть звуки «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Произносит он их неосознанно. Грудничок начинает понимать, что говорят ему взрослые. У него формируется пассивный словарный запас. В это время важно как можно больше общаться с ребенком.

Фото 6В семь месяцев грудничок продолжает лепетать. В этом возрасте он начинает играть с тембром и громкостью своего голоса: протяжно тянет звуки, чередуя низкие и высокие ноты.

Продолжает формироваться пассивный лексикон. Малыш начинает подражать речи родителей и звукам, которые издают взрослые, животные, машины.

В 9-10 месяцев ребенок произносит новые звуки, общается жестами. В этом возрасте он способен выговаривать около 10 односложных слов: «гав», «баба», «коко». У девочек обычно речь развивается быстрее, чем у мальчиков. Во сколько дети начинают говорить первые слова, во многом зависит от родителей: от того, как они занимаются с малышом, как общаются с ним.

Также определенное влияние оказывает физическое, интеллектуальное и психическое развитие, наследственная предрасположенность. Поэтому дать точный ответ, во сколько малыш заговорит, сложно. Заботливые и настойчивые родители могут ускорить наступление этого момента.

Чем чаще ребенок будет слышать слово «мама», тем быстрее он научится его выговаривать.

Врачи отмечают, что большинство детей начинают произносить первые слова в возрасте около 12 месяцев. Однако сроки могут варьироваться, и некоторые малыши начинают говорить чуть раньше или позже. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие речи зависит от множества факторов, включая окружающую среду и взаимодействие с родителями.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на признаки задержки речевого развития. Если к 18 месяцам ребенок не произносит хотя бы несколько слов, это может быть поводом для консультации с логопедом. Также стоит насторожиться, если к двум годам малыш не использует простые фразы или не понимает простые инструкции. Раннее выявление проблем позволяет своевременно начать коррекцию и помочь ребенку развивать речевые навыки. Врачи подчеркивают, что активное общение с ребенком, чтение книг и игры способствуют более быстрому развитию речи.

Ребёнок не говорит в 3 года. Татьяна ЧерниговскаяРебёнок не говорит в 3 года. Татьяна Черниговская

Когда дети произносят слово «мама»?

Фото 4Вопрос, когда ребенок начинает говорить «мама», актуальный для всех матерей. К 10 месяцам дети уже произносят односложные слова. Необязательно, что ребенок в этом возрасте скажет «мама».

Первым словом может быть «баба», «папа» или «гав». Но как правило, к году малыши уже отчетливо произносят «мама». То, какое первое слово скажет грудничок, зависит от того, как общаются с ним родители.

Чтобы малыш раньше начал выговаривать «мама», специалисты рекомендуют:

  • сопровождать каждое действие словом «мама» (например, «мама кормит Машу», «мама пришла», «мама варит кашу», «мама гладит дочку (сыночка)»);
  • играть в игру «Где мама». Суть ее заключается в том, чтобы закрывать лицо руками и спрашивать у малыша, где мама. Полугодовалые дети обычно уже понимают такие вопросы, могут указывать пальцем на людей и предметы.

Средний возраст становления у детей осознанной речи

В 9-10 месяцев груднички выговаривают слова неосознанно. Они лишь произносят различные слоги, подражают речи родителей. Но малыш уже понимает, что говорят ему взрослые, у него продолжает пополняться лексикон.

Уже к 11-12 месяцам грудничок начинает выговаривать простые слова осознанно. Обычно это «мама», «папа», «баба», «деда», названия любимых игрушек, животных. Всего в лексиконе насчитывается примерно 10 слов. К полутора годам ребенок может осознанно выговаривать около 20 слов.

В два года многие дети уже умеют составлять простые предложения. Чтобы стимулировать становление осознанной речи у ребенка, необходимо проводить обучающие занятия в виде игры. Например, хорошо развивают малыша карточки Домана.

Они представляют собой яркие картинки разной тематики (погода, животные, овощи). Необходимо показывать их малышу и одновременно называть, что на них изображено. Важно как можно чаще разговаривать с младенцем. Во время общения следует употреблять простые слова.

Осознанно грудничок начинает произносить слова ближе к 11-12 месяцам.

Первые слова ребенка — это важный этап в его развитии, который вызывает много эмоций у родителей. Обычно дети начинают произносить свои первые слова в возрасте от 10 до 14 месяцев. Однако каждый ребенок уникален, и сроки могут варьироваться. Важно помнить, что не только количество слов, но и качество общения имеет значение. Если к двум годам ребенок не говорит простых слов или не понимает простые команды, это может быть сигналом о задержке речевого развития. Родители могут обратить внимание на такие признаки, как отсутствие интереса к общению, недостаток мимики или жестов. В таких случаях стоит обратиться к специалисту, который поможет определить причины и предложит подходящие методы коррекции. Раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию и помочь ребенку развить необходимые навыки.

Задержка речевого развития это не диагноз?Задержка речевого развития это не диагноз?

Причины и симптомы задержки речевого развития

Фото 5Существует календарь становления речи у детей. Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные.

Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.

У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).

Симптомами такого состояния являются:

  • молчаливость;
  • замкнутость;
  • общение преимущественно жестами.

Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.

Фото 6Основные симптомы ЗРР:

  • новорожденный не издает звуков;
  • в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
  • в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
  • в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
  • в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.

Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.

В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.

К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

Фото 7

  • гипотрофия мышц органов артикуляции;
  • недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
  • асфиксия при родах;
  • плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
  • слабая деятельность головного мозга.

К психологическим причинам ЗРР можно отнести:

  • стресс;
  • сильный испуг.

Социальные факторы задержки речевого развития:

  • в семье говорят на двух языках;
  • родители мало общаются с ребенком;
  • отсутствие мамы, папы, опекунов;
  • педагогическая запущенность;
  • гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
  • чрезмерно информированная среда;
  • невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
  • неблагоприятная атмосфера в семье.

Фото 8Патологическими причинами ЗРР являются:

  • нарушения слуха (глухота, тугоухость);
  • внутриутробная гипоксия;
  • поствакцинальные осложнения;
  • менингит;
  • аутизм;
  • внутриутробное инфицирование;
  • энцефалит;
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • частые и длительные болезни в период новорожденности;
  • тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.

Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.

Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.

Периоды кризиса в становлении речи ребенка

Педиатры выделяют в становлении речи три критических периода, в которые происходит особенно интенсивное развитие и при этом наблюдается повышенная чувствительность нервной системы к неблагоприятным факторам. Важно знать эти этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении.
Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

  1. первый критический период наблюдается в 1-2 года. В это время происходит активное развитие корковых речевых зон. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать ЗРР либо алалию;
  2. второй период – это 3 года. Наблюдается интенсивное становление речи. В это время могут возникать заикание, мутизм;
  3. третий – длится с 6 до 7 лет. В этом возрасте возможны нарушения ЦНС, приводящие к заиканию. При органическом поражении головного мозга возникает афазия.

Видео по теме

Во сколько дети начинают говорить первые слова? ответ в видео:

Когда ребёнок начинает говоритьКогда ребёнок начинает говорить

Таким образом, первые слова ребенок начинает произносить примерно в девятимесячном возрасте. Они представляют собой повторяющиеся слоги, которые малыш выговаривает неосознанно. В этот период родители могут услышать «мама», «баба», «папа». У некоторых детей наблюдаются задержки в развитии.

Они могут быть спровоцированы нарушениями слуха, дефицитом родительского внимания и прочими социальными, психологическими, патологическими и физиологическими причинами. Чтобы ребенок быстрее начал говорить, необходимо с ним больше общаться, проводит развивающие занятия.

Вопрос-ответ

Как понять, что ребенок отстает в речевом развитии?

Однако существуют некоторые общие признаки и проявления, указывающие на наличие расстройства: дети произносят первые слова позже, чем их сверстники. Если ребенок не говорит отдельных слов к 18 месяцам, это может быть признаком расстройства. Ограниченный словарный запас по сравнению с другими детьми того же возраста.

Когда можно считать, что ребенок сказал первое слово?

Гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков. В 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов. Период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова.

Как понять, есть ли у ребенка задержка речевого развития?

Чтобы понять, есть ли у ребенка задержка речевого развития, обратите внимание на его способность говорить и понимать речь в соответствии с возрастными нормами. Например, в возрасте 12 месяцев ребенок должен произносить первые слова, а к 2 годам — использовать простые фразы. Если к указанным возрастам ребенок не говорит или его речь не развивается, а также если он не реагирует на обращения и не понимает простые команды, стоит обратиться к специалисту для оценки и возможной коррекции речевого развития.

Как ведет себя ребенок с задержкой речи?

Дети с задержкой психического развития не вступают в диалоги, играют в примитивные игры, с трудом усваивают новые навыки. Рассеянное внимание, скудное воображение, беспричинные смены настроения — все это признаки нарушения развития детей на психологическом и коммуникативном уровнях.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на этапы речевого развития. Обычно дети начинают произносить свои первые слова в возрасте около 12 месяцев. Важно следить за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки и слова, а также за его попытками имитировать речь.

СОВЕТ №2

Создавайте языковую среду. Читайте книги, пойте песни и общайтесь с ребенком как можно больше. Чем больше слов он услышит, тем быстрее начнет говорить сам. Используйте простые фразы и повторяйте их, чтобы помочь малышу запомнить.

СОВЕТ №3

Следите за знаками задержки в речевом развитии. Если к 18 месяцам ваш ребенок не произносит хотя бы несколько слов или не реагирует на простые команды, это может быть поводом для консультации с логопедом или педиатром.

СОВЕТ №4

Не сравнивайте своего ребенка с другими. Каждый малыш развивается в своем темпе. Важно поддерживать и поощрять его усилия, а не ставить перед ним слишком высокие ожидания. Создайте комфортную атмосферу для общения, чтобы он чувствовал себя уверенно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
г. Иркутск, ул. Академическая