Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.
Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.
Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?
Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.
Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

- произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
- малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
- чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
- в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
- малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.
Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.
Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.
Врачи отмечают, что в три года речь ребенка должна быть достаточно развита. В этом возрасте дети обычно используют от 200 до 1000 слов, могут составлять простые предложения и активно задавать вопросы. Нормой считается, если ребенок может рассказать о своих желаниях и переживаниях, а также называть знакомые предметы и людей. Признаки отклонений могут проявляться в недостаточном словарном запасе, трудностях с произношением или неспособности строить предложения. Если ребенок не говорит или его речь неразборчива, это может указывать на необходимость консультации логопеда или педиатра. Раннее вмешательство поможет выявить проблемы и скорректировать развитие речи, что крайне важно для дальнейшего обучения и социализации ребенка. Врачи рекомендуют родителям активно заниматься речевым развитием, читая книги и играя в развивающие игры.

Звукопроизношение
По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.
В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:
- замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
- в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
- звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».
Словарный запас
У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.
Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».
Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.
При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.
В возрасте трех лет речь ребенка начинает активно развиваться, и многие родители начинают обращать внимание на ее качество. Важно понимать, что в этом возрасте нормы могут варьироваться. Обычно дети уже могут произносить простые предложения, использовать около 200-300 слов и активно задавать вопросы. Однако, если ребенок не говорит или его речь неразборчива, это может быть признаком отклонений. Специалисты рекомендуют обращать внимание на такие показатели, как уровень словарного запаса, четкость произношения и способность к диалогу. Родители должны быть внимательны к тому, как ребенок воспринимает речь окружающих и реагирует на нее. Если возникают сомнения, лучше обратиться к логопеду или детскому психологу, чтобы получить профессиональную оценку и рекомендации. Ранняя диагностика может помочь в дальнейшем развитии речевых навыков и предотвратить возможные проблемы.

Связность слов и предложений

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.
Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.
Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).
Как определить задержку речевого развития?
У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.
| Возраст | Особенности речи |
| 1,5-2 месяца | гуление |
| 4 месяца | лепет |
| 7-8,5 месяцев | лепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек |
| 9-11 месяцев | первые слова |
| год | знание 10 слов |
| 1-2 года | формирование фразовой речи |
| 2-3 года | построение простых предложений из нескольких слов |
| 3-4 года | формирование связного языка |
Распространенные признаки задержки развития речи:
- малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
- в год кроха не реагирует на звук;
- в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
- в 3 года отсутствует собственная речь;
- для общения используются преимущественно жесты и мимика;
- наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.
Специалисты выделяют такие основные причины:
- проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
- задержка нервно-психического становления;
- получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
- проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
- нарушения психологического характера;
- дефицит общения.
Что делать, если малыш плохо разговаривает?

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.
Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.
Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.
Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.
Видео по теме
Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.
Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Вопрос-ответ
Каковы нормы речевого развития у детей 3 лет?
К 1,5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1100 слов. К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи.
Как понять, что у ребенка задержка речи в 3 года?
Задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может. Большую часть звуков произносит неправильно.
Какой возраст считается критическим для развития речи у ребенка?
Возраст два-три года считается самым критическим, и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи. Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания.
Как понять, что у ребенка проблемы с речью?
Проблемы с речью у ребенка могут проявляться в задержке речевого развития, трудностях с произношением звуков, ограниченным словарным запасом, неясной или невнятной речью, а также в трудностях с пониманием и использованием языка в общении. Если ребенок не начинает говорить в ожидаемом возрасте, не формирует простые предложения или избегает общения, это может быть сигналом о необходимости консультации с логопедом или специалистом по детскому развитию.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на словарный запас ребенка. В 3 года дети должны использовать около 200-300 слов. Если ваш ребенок говорит значительно меньше, это может быть признаком задержки речевого развития.
СОВЕТ №2
Следите за тем, как ребенок строит предложения. В этом возрасте дети должны уметь составлять простые фразы из 2-3 слов. Если ваш ребенок использует только отдельные слова или не соединяет их в предложения, это может быть поводом для беспокойства.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на понимание речи. Ребенок в 3 года должен понимать простые инструкции и вопросы. Если он не реагирует на ваши просьбы или не понимает, что вы говорите, это может указывать на проблемы с восприятием речи.
СОВЕТ №4
Создайте благоприятную языковую среду. Читайте ребенку книги, разговаривайте с ним и задавайте вопросы. Это поможет развивать его речь и улучшить навыки общения. Чем больше вы будете взаимодействовать, тем быстрее он будет развиваться.
