График работы:
пн-чт: с 11:00 до 15:00 пт-вс: выходной
Адрес:
г. Иркутск, ул. Академическая

Оцениваем речь ребенка в 3 года: показатели нормы и признаки отклонений

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.

Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?

Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.

Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

Фото 2Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:

  • произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
  • малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
  • чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
  • в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
  • малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.

Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.

Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.

Врачи отмечают, что в три года речь ребенка должна быть достаточно развита. В этом возрасте дети обычно используют от 200 до 1000 слов, могут составлять простые предложения и активно задавать вопросы. Нормой считается, если ребенок может рассказать о своих желаниях и переживаниях, а также называть знакомые предметы и людей. Признаки отклонений могут проявляться в недостаточном словарном запасе, трудностях с произношением или неспособности строить предложения. Если ребенок не говорит или его речь неразборчива, это может указывать на необходимость консультации логопеда или педиатра. Раннее вмешательство поможет выявить проблемы и скорректировать развитие речи, что крайне важно для дальнейшего обучения и социализации ребенка. Врачи рекомендуют родителям активно заниматься речевым развитием, читая книги и играя в развивающие игры.

Речь ребенка в 3 года. Особенности развитияРечь ребенка в 3 года. Особенности развития

Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Фото 3 Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.

В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:

  • замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
  • в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
  • звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас

У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.

Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».

Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.

В возрасте трех лет речь ребенка начинает активно развиваться, и многие родители начинают обращать внимание на ее качество. Важно понимать, что в этом возрасте нормы могут варьироваться. Обычно дети уже могут произносить простые предложения, использовать около 200-300 слов и активно задавать вопросы. Однако, если ребенок не говорит или его речь неразборчива, это может быть признаком отклонений. Специалисты рекомендуют обращать внимание на такие показатели, как уровень словарного запаса, четкость произношения и способность к диалогу. Родители должны быть внимательны к тому, как ребенок воспринимает речь окружающих и реагирует на нее. Если возникают сомнения, лучше обратиться к логопеду или детскому психологу, чтобы получить профессиональную оценку и рекомендации. Ранняя диагностика может помочь в дальнейшем развитии речевых навыков и предотвратить возможные проблемы.

Ребёнок не говорит в 3 года. Татьяна ЧерниговскаяРебёнок не говорит в 3 года. Татьяна Черниговская

Связность слов и предложений

Фото 4Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.

Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).

Как определить задержку речевого развития?

У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.

Фото 5

Возраст Особенности речи
1,5-2 месяца гуление
4 месяца лепет
7-8,5 месяцев лепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек
9-11 месяцев первые слова
год знание 10 слов
1-2 года формирование фразовой речи
2-3 года построение простых предложений из нескольких слов
3-4 года формирование связного языка

Распространенные признаки задержки развития речи:

  • малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
  • в год кроха не реагирует на звук;
  • в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
  • в 3 года отсутствует собственная речь;
  • для общения используются преимущественно жесты и мимика;
  • наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.

Специалисты выделяют такие основные причины:

  • проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
  • задержка нервно-психического становления;
  • получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
  • проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
  • нарушения психологического характера;
  • дефицит общения.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Фото 6Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.

Видео по теме

Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет.Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет.

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Вопрос-ответ

Каковы нормы речевого развития у детей 3 лет?

К 1,5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1100 слов. К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи.

Как понять, что у ребенка задержка речи в 3 года?

Задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может. Большую часть звуков произносит неправильно.

Какой возраст считается критическим для развития речи у ребенка?

Возраст два-три года считается самым критическим, и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи. Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания.

Как понять, что у ребенка проблемы с речью?

Проблемы с речью у ребенка могут проявляться в задержке речевого развития, трудностях с произношением звуков, ограниченным словарным запасом, неясной или невнятной речью, а также в трудностях с пониманием и использованием языка в общении. Если ребенок не начинает говорить в ожидаемом возрасте, не формирует простые предложения или избегает общения, это может быть сигналом о необходимости консультации с логопедом или специалистом по детскому развитию.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на словарный запас ребенка. В 3 года дети должны использовать около 200-300 слов. Если ваш ребенок говорит значительно меньше, это может быть признаком задержки речевого развития.

СОВЕТ №2

Следите за тем, как ребенок строит предложения. В этом возрасте дети должны уметь составлять простые фразы из 2-3 слов. Если ваш ребенок использует только отдельные слова или не соединяет их в предложения, это может быть поводом для беспокойства.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на понимание речи. Ребенок в 3 года должен понимать простые инструкции и вопросы. Если он не реагирует на ваши просьбы или не понимает, что вы говорите, это может указывать на проблемы с восприятием речи.

СОВЕТ №4

Создайте благоприятную языковую среду. Читайте ребенку книги, разговаривайте с ним и задавайте вопросы. Это поможет развивать его речь и улучшить навыки общения. Чем больше вы будете взаимодействовать, тем быстрее он будет развиваться.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
г. Иркутск, ул. Академическая