Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное «Я».
Хотя некоторые родители и не видят смысла в детских каракулях, первые рисунки указывают на работоспособность мозга, учат кроху думать и анализировать. Польза рисования для детей — научно доказанный факт, многократно подтверждённый родительским опытом.
Роль рисования в развитии малыша
Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.
Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:
- дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
- развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие. Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
- тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
- помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
- развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
- успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
- помогают раскрыть индивидуальность. Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.
По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт. У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей. Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.
Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.
Врачи отмечают, что рисование оказывает значительное влияние на развитие детей. Этот творческий процесс способствует улучшению моторики, развивает координацию движений и укрепляет мелкую моторику рук. Кроме того, рисование помогает детям выражать свои эмоции и чувства, что особенно важно в период эмоционального становления. Психологи подчеркивают, что занятия искусством могут снизить уровень стресса и тревожности у детей, предоставляя им возможность отвлечься от повседневных забот.
Родителям рекомендуется создать для юных художников комфортную творческую атмосферу. Важно предоставить доступ к различным материалам для рисования и не ограничивать фантазию ребенка. Также стоит поощрять его усилия, хвалить за старания и не критиковать результаты. Совместные занятия рисованием могут укрепить связь между родителями и детьми, а также стать отличным способом провести время вместе.

С какого возраста начинать?
Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.
Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.
Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:
- хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
- циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
- продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.
Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.
Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?
Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.

Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.
Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.
Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.
Рисование — это не только увлекательное занятие, но и важный аспект развития детей. Многие родители отмечают, что занятия искусством способствуют улучшению моторики, концентрации и креативности у детей. Художественная деятельность помогает малышам выражать свои эмоции и мысли, что особенно важно в период эмоциональных изменений. Психологи рекомендуют создавать для детей комфортную атмосферу для творчества, предоставляя разнообразные материалы и свободу выбора. Важно не критиковать, а поддерживать их начинания, ведь каждый рисунок — это уникальное отражение внутреннего мира ребенка. Регулярные занятия рисованием могут стать основой для формирования уверенности в себе и развития эстетического вкуса. Родителям стоит помнить, что главное — это процесс, а не конечный результат.

Как поддерживать у ребенка интерес к творчеству?
Даже если малыш не станет гениальным художником, навык стоит развивать. Важно понимать, что до трёхлетнего возраста рисование для крохи — сиюминутное выражение себя. Родители должны поддержать малыша эмоционально – «Молодец! Мне нравится!».
С 4 до 5 лет рисунки станут схематичными, но пока мало похожими на реальность. На этом этапе детки крайне болезненно относятся к критике, особенно исправлениям. Часто это становится причиной забрасывания ребёнком рисования, например, после неудачного занятия в детском саду.
В 5-6 лет появляется интерес к самому творческому процессу и только к 7 годам для малыша становится важен результат. Заниматься рисованием рекомендуется в группе, поскольку именно там есть возможность поделиться своими навыками и позаимствовать чужой опыт.
Это побудит малыша к изучению творчества известных художников. Желательно посещать выставки не только именитых мастеров, но и начинающих художников, вместе с ребёнком обсуждая увиденное.
Видео по теме
О пользе рисования для детей в видео:

Жизненный успех закладывается с детства. Важно прививать маленькому человеку полезные навыки – рисование один из них. Пусть ребёнок хоть чуть-чуть, но будет заниматься живописью.
Это пригодится в будущем. Неважно, что рисование не станет профессией, но оно обязательно научит справляться со стрессами, разовьёт эстетический вкус. То, чему ребёнка научили родители, он, став взрослым, сделает для своих детей.
Вопрос-ответ
Чем полезно рисование для подростков?
Развивает мелкую моторику рук. Что стимулирует участки мозга, ответственные за мышление, речь, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно формируются межполушарные связи. Ребёнок, занимающийся в творческой студии, развивается быстрее по сравнению со своими сверстниками.
Какая польза от рисования для детей?
Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное. Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи.
Что полезного в рисовании?
Рисование помогает тренировать и укреплять память и мышление, помогает по-другому взглянуть на привычные вещи. Взрослому человеку очень непросто дается самовыражение, в отличие от детей, и поэтому рисование – это отличная возможность выразить себя, свои мысли и чувства с помощью красок.
Какие качества развивает живопись?
Занятия рисованием в изостудии для взрослых развивают в человеке художественный вкус и художественное восприятие, умение видеть и понимать красоту в искусстве и в жизни. Приобщившись к миру прекрасного, он начинает разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять интерес к другим видам искусства.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте творческую атмосферу. Обеспечьте вашему ребенку доступ к различным художественным материалам: краскам, карандашам, бумаге и холстам. Убедитесь, что у него есть собственное пространство для творчества, где он сможет свободно экспериментировать и выражать свои идеи.
СОВЕТ №2
Поощряйте процесс, а не результат. Вместо того чтобы акцентировать внимание на конечном продукте, поддерживайте ребенка в его творческих поисках. Хвалите его за усилия и оригинальность, что поможет развить уверенность в своих способностях.
СОВЕТ №3
Участвуйте в творчестве вместе. Проводите время с ребенком за рисованием или созданием поделок. Это не только укрепит вашу связь, но и покажет ребенку, что творчество — это увлекательный и важный процесс, который можно разделить с близкими.
СОВЕТ №4
Посещайте художественные выставки и музеи. Познакомьте ребенка с работами известных художников и различными стилями искусства. Это расширит его кругозор и вдохновит на новые идеи для собственных творений.
