Во время болезни ребенка к волнению о его самочувствии добавляются и проблемы терапии.
Дети не всегда готовы принимать медикаменты, и чтобы уговорить их на это, часто требуется много сил и времени.
Есть несколько советов для родителей — как научить ребенка глотать таблетки. Ведь именно на родителей педиатр возлагает ответственность за проведение успешной терапевтической схемы, назначенной врачом.
Особенности процесса глотания
Это сложный физиологический процесс, потому что глотка участвует не только в глотании, но и в дыхании.
Он представляет собой сложный рефлекторный мышечный акт, при котором еда переводится через глотку в пищевод.
Это осуществляется благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц.
Этот процесс делится на три фазы:
- Ротовая — управляется сознанием, являясь произвольной. Пережеванная и смоченная слюной еда представляет из себя скользкий пищевой комок – болюс. В процессе движения языка и щек он перемещается к спинке языка, при сокращении которого пища прижимается к твердому нёбу и перемещается на его корень, за пределы небно-язычных дужек.
- Глоточная – быстрая и непроизвольная, она не контролируется сознанием. Раздражение рецепторов корня языка приводит к сокращению мышц, приподнимающих мягкое небо. Оно закрывает сообщение глотки с носовой полостью, дабы избежать забрасывания в нее еды. Пищевой комок проталкивается в глотку движениями языка. При этом происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и поднимающих гортань. Пища не попадает в дыхательные пути благодаря тому, что их перекрывает надгортанник. Повышенное давление в полости рта и пониженное в глотке — способствует перемещению комка в глотку. Поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к небу небно-язычные дужки, не дают пище забрасываться обратно в ротовую полость.

Мышцы — сжиматели поочередно, от верхней к нижней, сокращаются и проталкивают комок к пищеводу.
Верхний пищеводный сфинктер остается закрыт, когда отсутствует акт глотания.
В результате увеличения давления во время глотания он открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода.
Первые две фазы глотания короткие – примерно одна секунда.
- Пищеводная — длительная и является непроизвольной. Она длится 1-2 секунды при попадании в пищевод жидкости и 8-9 при попадании твердой пищи.
В момент, когда происходит глоток, пищевод подтягивается к глотке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращающие кольцеобразно расположенные мышцы пищевода сокращаются и передвигают пищевой комок в сторону желудка.
На границе пищевода с желудком расположен нижний пищеводный сфинктер. Он ограничивает попадание агрессивного содержимого желудка в пищевод. Пищевой комок, достигнув этой границы, попадает в желудок, благодаря расслаблению нижнего пищеводного сфинктера.
Глоточную фазу невозможно выполнить, если в ротовой полости отсутствует пища или жидкость. Нельзя остановить глотание, которое началось из-за раздражения рецепторов корня языка.
Многие врачи отмечают, что обучение ребенка глотать таблетки — это сложный физиологический процесс, требующий терпения и правильного подхода. Специалисты подчеркивают, что важно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Врачам известно, что страх перед глотанием может быть связан с недостатком опыта или негативным опытом в прошлом. Поэтому рекомендуется начинать с маленьких шагов, например, с глотания кусочков пищи или воды.
Врачи советуют использовать различные методы, такие как демонстрация на игрушках или совместное глотание с родителями, чтобы снизить тревожность. Также важно объяснить ребенку, зачем нужны таблетки и как они помогают. Поддержка и похвала за успехи играют ключевую роль в этом процессе. В конечном итоге, терпение и позитивный подход помогут ребенку преодолеть страх и научиться глотать таблетки без стресса.

Причины отсутствия соматического глотания
Соматическое глотание сменяет собой инфантильное глотание, которое в норме наблюдается у детей до 2 лет. К смене типа глотания приводит прорезывание зубов.
При инфантильном типе происходит прокладывание языка между беззубыми челюстями до упора в губы в момент глотания. Язык в таком случае не упирается в твердое небо.
Существует ряд причин, которые обуславливают отсутствие соматического глотания:
- Отсутствие в рационе малыша твердой пищи. Если ребенок с появлением зубов не прекращает употреблять исключительно жидкую еду, функция глотания не становится основной. Это станет причиной отсутствия соматического глотания.
- Короткая уздечка языка, которая мешает его прилеганию к твердому небу.
- При хронических отоларингологических процессах преобладает ротовое дыхание. Оно содействует переднему месторасположения языка и переходу на соматический тип глотания.
- С прорезыванием зубов, функция сосания отходит на второй план. Ее сменяет жевательная функция. При использовании соски более одного года, жевательная функция угнетается, что так же может привести к отсутствию соматического глотания.
- Использование соски: чересчур длинной или с крупным отверстием.
- При прорезывании молочных зубов на 3 месяца позднее от физиологической нормы.
Инфантильное глотание приводит к проблемам с прикусом. Чтобы исправить ситуацию нужно исключить все факторы, мешающие развитию соматического глотания. Если ситуация не меняется, следует обратиться к логопеду, который подберет индивидуальный комплекс упражнений.
Научить ребенка глотать таблетки — задача, требующая терпения и понимания. Многие родители сталкиваются с трудностями, когда их дети отказываются принимать лекарства в форме таблеток. Важно помнить, что для ребенка это может быть пугающим опытом. Психологи советуют подходить к этому процессу с игривостью. Например, можно предложить ребенку попробовать «поглотить» маленькие кусочки пищи, постепенно увеличивая их размер. Также полезно использовать специальные капсулы или желатиновые оболочки, которые делают процесс менее стрессовым. Важно создать позитивную атмосферу, хвалить ребенка за попытки и не наказывать за неудачи. Поддержка и понимание со стороны родителей помогут ребенку преодолеть этот этап и научиться глотать таблетки без страха.
Как научить ребенка глотать таблетки

Объяснить все преимущества проглатывания таблеток и капсул без разжевывания.
Приступать к обучению следует с возраста 3.5 лет, когда с ребенком можно договориться, выслушать его опасения и страхи.
Обучение проводят, когда ребенок не болеет. От здорового малыша в хорошем настроении и без больного горла будет легче добиться результатов. Например, можно использовать витамины, но не давать больше 1-2 штук за занятие, иначе у ребенка возникнет представление, что можно пить таблетки-витамины сколько захочешь.
- Следует показать малышу на своем примере, как принимать таблетки.
- Объяснить, что таблетки запиваются только водой.
- Рассказать, что правильно таблетку класть не близко к корню языка, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс. Лучше использовать простые и короткие фразы: «Возьми таблетку, а другой рукой стакан с водой. Положи таблетку на язык, запей и проглоти».
- Объяснить, что лучше глотать таблетки, не разжевывая: «Так не почувствуется вкуса, а таблетка будет растворяться в животе, борясь с болезнью».
- Дать ребенку возможность выбрать, когда принимать лекарство, если в инструкции нет четких указаний об этом.
- Возможность обнять любимую игрушку подарить ребенку спокойствие и комфорт.
- Не нужно волноваться, это передается малышу, что не будет способствовать успешному обучению.
- Для предотвращения бесконтрольного употребления лекарственных средств и отравлений, надо объяснить ребенку, что можно принимать только те таблетки, которые дают родители или врач. Донести до малыша, что нельзя без разрешения брать и глотать лекарства.
- Рассказать ребенку, что такое таблетки, от которых выздоравливают, но есть и те, от которых можно заболеть, если принимать их неправильно или без разрешения.
- Не пытаться насильно напоить ребенка лекарством. Это неэффективно и опасно. Ребенок может поперхнуться таблеткой или водой. Его может вырвать. Такой подход придаст приему медикаментов негативный оттенок, что в дальнейшем повлечет за собой нежелание ребенка принимать лекарства.
- Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что это было необходимо для его здоровья. Предложить сладость за употребление невкусной таблетки. Родителям стоить проявить хитрость, но не обманывать малыша. Если он потеряет доверие, уже никогда не получится убедить его, что таблетка не горькая, даже если говорить это искренне.
- В случае успеха нужно поощрить ребенка небольшой игрушкой или сладостями и устной похвалой.
https://youtube.com/watch?v=CqhY-4Nkhf0
Нужно наблюдать за ребенком. Если он не может проглотить таблетку, заметить это просто. Причиной тому может служить гиперактивный рвотный рефлекс или хроническая рвота. Предыдущий негативный опыт применения лекарств тоже может препятствовать обучению.
Подводя итоги, хочется отметить, что самым важным является создание благоприятной обстановки в процессе обучения. Следует набраться терпения. Все дети индивидуальны и им требуется разное время, чтобы научиться глотать таблетки.
Достаточно уделять 10-20 минут в день на занятия с ребенком, разговаривать с ним, выслушивать его переживания по поводу приема лекарств. При соблюдении таких простых правил, успех не заставит себя ждать.

Вопрос-ответ
Что делать, если ребенок не может глотать таблетки?
Что делать, если ребенок не может проглотить таблетку? Размельчите таблетку в порошок и также давайте с водой, соком, компотом или прячьте во фруктовое пюре. Постарайтесь сделать это за один раз, не растягивая на два-три приема, во избежание того, что ребенок выплюнет эту смесь.
В каком возрасте дети умеют глотать таблетки?
Что касается капсул, то обычно дети в состоянии их глотать лет с трех. Желатиновые – даже раньше. Если ребенок не умеет глотать капсулы, родители часто высыпают содержимое на ложку и дают малышу.
Как легко проглотить таблетку, если ее трудно проглотить?
Не задерживайте воду во рту: таблетка тяжелее и может прилипнуть к языку. Капсулу положите на язык, прижмите губы к горлышку бутылки, наберите воды в рот, а затем наклоните голову по направлению к груди и немного вытяните подбородок вперед – капсула вместе с водой легко отправится в пищевод.
Как называется, когда не можешь глотать таблетки?
Дисфагия – это нарушение глотания. Больной не может нормально есть, пить.
Советы
СОВЕТ №1
Начните с маленьких шагов. Прежде чем предлагать ребенку глотать таблетки, научите его глотать маленькие кусочки пищи, такие как кусочки банана или мягкие конфеты. Это поможет ему привыкнуть к процессу глотания и уменьшит страх перед таблетками.
СОВЕТ №2
Используйте подходящие методы. Попробуйте предложить ребенку запить таблетку водой или соком, используя трубочку. Это может сделать процесс более увлекательным и менее пугающим для него.
СОВЕТ №3
Создайте позитивную атмосферу. Объясните ребенку, зачем нужны таблетки, и как они помогут ему чувствовать себя лучше. Похвалите его за попытки, даже если они не увенчались успехом, чтобы он не боялся пробовать снова.
СОВЕТ №4
Будьте терпеливы и последовательны. Научить ребенка глотать таблетки может занять время. Не торопите его и не заставляйте, дайте ему возможность освоить этот навык в своем темпе.