График работы:
пн-чт: с 11:00 до 15:00 пт-вс: выходной
Адрес:
г. Иркутск, ул. Академическая

Простые логопедические упражнения на звук «Л», или как научить ребенка говорить букву правильно

Не выговаривание звука [Л’] — самый частый недостаток детской речи. Малыш может заменять неудобную букву другой согласной или звуком, говоря вместо «лужа» – «вужа», «плаваю» – «пуаваю» либо вообще её игнорировать: «лев» – «ев», «лиса» – «иса».

До пятилетнего возраста отсутствие ряда букв в лексиконе младенца не является большой проблемой. Однако дефект речи нужно исправлять быстро, не затягивая ситуацию.

Как научить ребенка говорить букву Л, чтобы к школе его речь была правильной?

Почему ребенок неправильно произносит звук?

Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.

Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:

Фото 2

  • кто-то из близких произносит «Л» неправильно, а малыш ему подражает;
  • слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
  • семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
  • короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением «Л». Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.

Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.

Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].

Врачи-логопеды подчеркивают важность раннего вмешательства в коррекцию произношения звука «Л». Правильное произношение этого звука является основой для формирования четкой речи у детей. Специалисты рекомендуют использовать простые логопедические упражнения, которые можно выполнять в игровой форме. Например, можно предложить ребенку повторять слова с «Л» в начале, середине и конце, такие как «лампа», «молоко», «бульон».

Также полезно использовать артикуляционные гимнастики, которые развивают мышцы языка и губ. Врачи советуют включать в занятия рифмовки и стихи, что делает процесс обучения более увлекательным. Регулярные занятия помогут ребенку не только освоить звук, но и повысить уверенность в своих речевых навыках. Главное — это терпение и поддержка родителей, которые играют ключевую роль в этом процессе.

Артикуляционная гимнастика на сонорные звуки Л, ЛьАртикуляционная гимнастика на сонорные звуки Л, Ль

Как правильно организовать занятия в домашних условиях?

Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л’] в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.

Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:

Фото 3

  • разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
  • чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
  • проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
  • не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
  • очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.

Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву «Л» без посторонней помощи.

Правильная артикуляция

Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.

Фото 4Основы правильной артикуляции:

  • губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
  • освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
  • голосовые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука [Л’] будет чувствоваться вибрация.

Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы «Л»:

  • улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
  • лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
  • маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
  • качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква «Л» сочетается с гласными: «ла», «ло», «ил», «ул» и др.;
  • варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
  • трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
  • чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
  • ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
  • пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы’]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
  • грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.

Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.

Многие родители сталкиваются с трудностями, когда их дети не могут правильно произносить звук «Л». Простые логопедические упражнения становятся настоящей находкой в этой ситуации. Родители отмечают, что регулярные занятия помогают не только улучшить артикуляцию, но и развивают речевую уверенность у ребенка. Упражнения, такие как «Львенок» или «Лодочка», делают процесс обучения увлекательным и игровым. Важно, чтобы занятия проходили в непринужденной атмосфере, что способствует лучшему восприятию материала. Кроме того, многие специалисты рекомендуют использовать зеркала, чтобы дети могли видеть, как правильно расположены губы и язык. Родители также делятся успехами своих детей, которые, благодаря таким упражнениям, начинают не только правильно произносить звук «Л», но и радоваться своим достижениям.

КАК ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л. КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ ЗВУК Л. Логопед буква ЛКАК ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л. КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ ЗВУК Л. Логопед буква Л

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:

Фото 5

  • первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву «Л»: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
  • шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать «Л» твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать «Ы»;
  • третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
  • шаг четвёртый. К букве «Л» добавляются гласные звуки: «ла», «лу», «лы», «ло» и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков — «ал», «ул», «ыл», «ол»;
  • шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква «Л» встречается часто.

Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.

Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

Видео по теме

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»:

Постановка звука Л разными способами - поём песню...Постановка звука Л разными способами — поём песню…

Правильному произношению буквы «Л» в разговоре, следует уделять особое внимание, поскольку в нашем языке смысловую нагрузку несут именно согласные.

Благодаря им, а не гласным звукам, речь человека становится понятной. Не важно где проходят занятия, дома или с логопедом, главное — выполнять их регулярно по 15-20 мин в день. Только так можно добиться хорошего результата.

Вопрос-ответ

Как научить ребенка говорить букву Л без логопеда?

Предложить ребенку положить язык на нижние зубы и покусать его. Продолжать покусывать язык и произносить многократно звук Ы, затем два звука ЫА, ЫА, ЫА. Если продолжать с высунутым языком прикусывать язык и произносить звуки ЫА, то появится призвук звука Л.

Как правильно выговаривать букву л?

При произношении твёрдого [л] кончик языка поднимается к корням верхних зубов и к началу альвеол, смыкаясь с ними. Задняя часть языка поднимается к мягкому небу и занимает такое положение, как при произношении звуков [о] или [у]. Средняя часть языка опущена.

В каком возрасте ребенок должен говорить букву Л?

Звук Л является одним из самых последних. Не стоит паниковать, если ребенок не выговаривает букву Л в 3 года. Обычно все звуки в речи ребенка появляются к 5-5,5 годам. В норме мягкий звук Ль появляется к 3 годам, а твердый Л к 5 годам.

Как научить ребенка в домашних условиях выговаривать букву р?

«Язычок-шалунишка». Так же как и в предыдущем упражнении, положите расслабленный язычок на нижнюю губу и похлопайте по нему верхней губой, как бы произнося при этом «па-па-па». Затем легонько прикусите язык зубами. Попросите ребенка повторить и проделайте вместе от 3 до 5 таких кругов.

Советы

СОВЕТ №1

Начните с простых артикуляционных упражнений. Попросите ребенка повторять звуки, которые помогают развивать мышцы языка, такие как «л», «д», «т». Например, можно использовать игру «Лизун», где ребенок должен произносить звук «л», вытягивая язык вперед, как будто он лизает мороженое.

СОВЕТ №2

Используйте игровые методы. Превратите обучение в увлекательную игру, например, в «Ловца звуков». Попросите ребенка находить предметы в комнате, начинающиеся на звук «л», и произносить их названия. Это поможет ему ассоциировать звук с конкретными словами.

СОВЕТ №3

Регулярно повторяйте упражнения. Установите режим занятий, чтобы ребенок мог ежедневно практиковать произношение звука «л». Даже 5-10 минут в день могут значительно улучшить его навыки. Важно, чтобы занятия были короткими и интересными.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на правильное произношение. Моделируйте звук «л» сами, произнося его четко и ясно. Ребенок будет учиться на вашем примере, поэтому важно, чтобы вы говорили правильно и уверенно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
г. Иркутск, ул. Академическая