Еще каких-то пару десятилетий назад никто не знал о синдроме гиперактивности у детей.
Это совсем не означает, что гиперактивных малышей не существовало, просто повышенной активности не придавали большого значения, списывая ее на индивидуальные особенности и недостаток воспитания.
Старшее поколение учителей и воспитателей в детских садах в большинстве случаев и по сей день придерживаются этой точки зрения. Однако это довольно серьезная задача: воспитывать и адаптировать в детском коллективе гиперактивного ребенка. Что делать родителям, советы психолога вы найдете в этой статье.
Что такое гиперактивность у ребенка
Гиперактивный ребенок не может ни минуты усидеть на месте, он делает несколько дел одновременно, но при этом не может толком сосредоточиться ни на одном. Эти детки часто опережают сверстников в интеллектуальном развитии, в то же время не могут высидеть на уроке, выполнить задание до конца, сосредоточить внимание.
Родители часто даже гордятся своими сверх нормы активными детками, не придавая должного значения лечению. Однако терапия просто необходима, как медикаментозная, так и психологическая. В противном случае детские симптомы перенесутся во взрослую жизнь и тогда серьезных проблем просто не избежать.
Врачи и психологи подчеркивают, что гиперактивные дети требуют особого подхода со стороны родителей. Прежде всего, важно установить четкие границы и правила, чтобы ребенок понимал, что от него ожидается. Создание структурированного распорядка дня помогает снизить уровень тревожности и улучшить концентрацию. Психологи рекомендуют использовать положительное подкрепление: похвала за выполненные задания или спокойное поведение может значительно повысить мотивацию ребенка. Также стоит обратить внимание на физическую активность — регулярные занятия спортом помогают сжигать избыточную энергию и улучшают общее самочувствие. Наконец, родителям рекомендуется искать поддержку в специализированных группах или у профессионалов, чтобы не чувствовать себя одинокими в этой непростой ситуации.

Причины
Ученые выделяют ряд основных предпосылок к развитию гиперактивности у ребенка:
- наследственная предрасположенность к заболеванию;
- родовая травма;
- прием матерью во время беременности некоторых лекарственных средств;
- курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков во время беременности;
- осложнения во время родов: кислородное голодание плода, асфиксия;
- травмы головы, полученные в первые месяцы и годы жизни;
- неблагоприятная экологическая обстановка.
На развитие гиперактивности может повлиять один из факторов, а может несколько в комплексе. Конфликты в семье, ссоры между родителями, а также неадекватное отношение родителей к состоянию ребенка может привести к значительному усугублению симптомов гиперактивности.
Первые признаки гиперактивности
Важно отметить, что симптомы гиперактивности можно отметить в той или иной степени практически у любого ребенка. Однако небольшое нервное возбуждение не считается патологией, если оно возникает лишь иногда.
Вот основные признаки гиперактивности:
- у ребенка проблемы, как с дневным, так и с ночным сном: малыш долго засыпает и спит беспокойно, часто вздрагивая и просыпаясь;
- гиперактивные дети плохо набирают вес по сравнению со своими сверстниками, у них плохой аппетит, наряду с постоянной жаждой;
- кроха находится в постоянном движении, часто бесцельном;
- малыши не любят слушать сказки, однако и на одной подвижной игре им трудно сосредоточиться: они набирают много игрушек одновременно, толком не играя не одной из них, в коллективных играх не могут дождаться своей очереди.
Эти симптомы можно разглядеть у воспитанников детских садов, более серьезные проблемы начинаются в школе. Точный диагноз можно поставить лишь к 5-6 годам.
Гиперактивные дети часто становятся источником беспокойства для родителей. Многие сталкиваются с трудностями в обучении и социализации, что может вызывать стресс в семье. Психологи советуют подходить к ситуации с пониманием и терпением. Важно создать структурированную среду, где ребенок сможет проявлять свою энергию. Регулярные физические нагрузки, такие как прогулки или занятия спортом, помогают снизить уровень гиперактивности. Также стоит обратить внимание на режим дня: четкий распорядок помогает детям чувствовать себя более уверенно. Не забывайте о положительном подкреплении — хвалите ребенка за достижения, даже самые маленькие. И, конечно, общение с профессионалом может дать дополнительные инструменты для работы с гиперактивностью.

Гиперактивность по годам
В школьном возрасте начинается новый виток проблем, связанных с гиперактивностью.
Вот лишь некоторые из них:
- ребенок проявляет раздражительность, даже самое невинное замечание в свой адрес он воспринимает как «смертельную» обиду;
- гиперактивному первокласснику труднее высидеть на уроке, чем остальным детям, он часто отвлекается, не слушает учителя, отличается плохим поведением;
- ребенок часто проявляет агрессию по отношению к сверстникам, не умеет работать в коллективе, поэтому редко находит себе друзей;
- у гиперактивного школьника плохо развита мелкая моторика: такие дети с трудом и очень неуклюже выполняют поделки и аппликации, у них плохой почерк.
- более того, они все роняют, постоянно спотыкаются и что-то опрокидывают на себя.
С возрастом без адекватной работы со стороны родителей и психолога некоторые проблемы могут только усугубляться, а иногда и переноситься во взрослую жизнь. Из гиперактивного ребенка формируется довольно неприспособленная к жизни личность, ее характеризуют следующие черты:
- чрезмерная обидчивость;
- невнимательность;
- неопрятность;
- неуклюжесть.

Что лучше купить — автокресло или автолюльку для новорожденного малыша, расскажем далее.
В 3 года ребенок начинает стремиться все делать самостоятельно, однако это далеко не всегда получается, отчего малыш очень расстраивается и капризничает. В психологии это называют кризисом трех лет. Подробно о признаках кризиса читайте в этой теме.
Что делать: советы психолога родителям

Однако ведущую роль в нормальном развитии такого ребенка имеет семья.
Несмотря на сложный характер крохи, важно терпеливо относится к его особенностям, объяснять снова и снова правила поведения в коллективе, воспитывать навыки опрятности и вежливость.
Негативную роль на психическое развитие гиперактивного ребенка могут оказать скандалы и разлад дома. Выяснять отношения в присутствии ребенка нежелательно в принципе, особенно это актуально в случае гиперактивного малыша: негативные эмоции родителей особенно остро ими воспринимаются.
Также на этапе диагностики гиперактивности ребенка необходимо выяснить причину развития синдрома. В зависимости от нее назначается то или иное лечение.
Существуют, конечно, и определенные фармацевтические препараты, которые помогают в решении данной проблемы, однако они имеют сугубо вспомогательное значение. На первое место выходят работа родителей, психологов и педагогов.

Гиперактивный ребенок в школе

Однако это еще далеко не повод отказываться от общения с ровесниками и переходит на домашнее обучение.
Гиперактивные дети могут и должны учится с обычными детьми.
Было много сказано о проблемах в обучении, однако дети с повышенной активностью не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстников, а часто даже опережают их. Они с легкостью воспринимают новую информацию, быстро включаются в работу, часто выполняют несколько заданий одновременно.
Более того, эти детки нередко щедро одарены творческими способностями, имеют живое воображение. Все эти особенности должны учитывать педагоги, если на их попечении имеются гиперактивные дети. Особенно важно найти подход к гиперактивному ребенку на первых этапах обучения в школе.
Режим дня и общие рекомендации
Существует ряд общих рекомендаций, которые актуальны в случае вполне здоровых детей, однако в отношении гиперактивных сверстников они приобретают более весомое значение:
- необходимо четко соблюдать режим дня: пробуждение, прием пищи, занятия и отход ко сну должен происходить в строго определенное время, по возможности нужно организовать ребенку дневной отдых;
- рацион растущего организма должен быть полноценным, однако сладости и шоколад должны быть представлены в нем в минимальных количествах;
- компьютерные игры и телепередачи должны присутствовать в жизни особенного ребенка в минимальном количестве;
- гиперактивного малыша обязательно нужно приобщать к спорту, ведь физическая активность дает возможность выплеснуть избыток энергии;
- большое значение имеет пребывание ребенка на свежем воздухе.

С какого возраста можно давать ребенку дыню и в каком виде, читайте на этой странице.
Особым детям – особый подход
Так же существует три специфических направления работы психологов, которые связаны непосредственно с гиперактивностью:
- Умение контролировать гнев.
- Борьба с дефицитом внимания.
- Выработка усидчивости.
С этой целью психологи дают ряд практичных советов:
- Гиперактивные дети редко дослушивают длинные тирады до конца, поэтому будьте лаконичны – давайте четкие и понятные указания.
- Не кричите и не бейте детей, у малышей такого склада крайне ранимая и чувствительная психика. Если все же наказание необходимо спокойно объясните, в чем именно ребенок провинился, и ограничьтесь отказом от развлечений или сладостей.
- Хвалите свое чадо за малейшие успехи, это поможет повысить самооценку ребенка и даст эффективный стимул для дальнейшего развития.
Хотя в последнее время гиперактивность рассматривается как медицинская проблема, все же не стоит записывать ребенка пациенты психиатра.
Гиперактивность у детей с успехом лечится, причем немедикаметозно. Но, правда и то, что нормализация состояния ребенка — плод долгих совместных усилий родителей, психологов и педагогов.
Видео на тему
Вопрос-ответ
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком?
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Чем успокоить гиперактивного ребенка?
Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите.
Чего не следует делать с ребенком с СДВГ?
Следует избегать эмоциональных побоев, физических наказаний и криков, так как это может привести к тому, что ребенок станет более неорганизованным и не сможет правильно себя вести. По возможности лучше не находиться в группе, где много других детей, так как это приведет к повышенной возбудимости.
Какого витамина не хватает при гиперактивности?
Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от дефицита совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Преимущественно это витамины группы В, причем практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте структурированный распорядок дня. Гиперактивные дети часто чувствуют себя более комфортно в предсказуемой обстановке. Установите четкие временные рамки для занятий, игр и отдыха, чтобы помочь ребенку понять, что ожидать и когда.
СОВЕТ №2
Обеспечьте физическую активность. Регулярные физические упражнения помогают сжигать избыточную энергию и улучшают концентрацию. Запланируйте активные игры на свежем воздухе или занятия спортом, чтобы дать ребенку возможность выплеснуть свою энергию.
СОВЕТ №3
Используйте позитивное подкрепление. Поощряйте хорошее поведение и достижения ребенка, даже если они небольшие. Это поможет повысить его самооценку и мотивацию, а также укрепит вашу связь с ним.
СОВЕТ №4
Обратитесь за профессиональной помощью, если необходимо. Если вы чувствуете, что не справляетесь с гиперактивностью ребенка, не стесняйтесь обратиться к психологу или специалисту по детскому поведению. Они могут предложить стратегии и методы, которые помогут вам и вашему ребенку.



