Жан Жак Руссо: «Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла»
Детский этап развития человека (эта статья на английском — basic periods of the children’s age) можно разделить на следующие периоды:
- 1. Период внутриутробного развития плода.
- 2. Период новорожденности.
- 3. Грудной период.
- 4. Период молочных зубов.
- 5. Период отрочества.
- 6. Период полового созревания (мальчиков и девочек).
Период внутриутробного развития плода длится в среднем 270 дней. В это время идет исключительно бурный рост плода, закладываются и формируются основные функциональные и морфологические особенности ребенка. Поэтому полноценное развитие будущего новорожденного зависит в значительной мере от состояния здоровья[en] матери, ее питания, образа жизни, нервно-психического состояния, физической нагрузки! Чем благоприятнее условия жизни матери в этот период, тем здоровее будет ребенок. Из питания матери должны быть полностью исключены алкоголь, крепкий чай, кофе, чересчур острые и пряные блюда.
Период новорожденности — это период приспособления ребенка к новым условиям жизни[en]. Начинается он после родов[en] с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.
С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание[en], происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен.
Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности к стафилококкам, стрептококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи[en], заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело. Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду инфекций. Они почти не болеют[en] корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.
Длительность грудного периода определяется условно необходимым сроком кормления ребенка грудным молоком; у большинства детей он заканчивается к концу первого года жизни. В этот период идет интенсивный рост тела ребенка. Это вызывает повышенную потребность в пище. Но так как органы пищеварения в функциональном отношении еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в диете ведут к острым и хроническим расстройствам пищеварения. Выраженная нестойкость процесса обмена веществ при интенсивном росте скелета делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у некоторых детей появляются так называемые аномалии конституции — экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Кроме того, у детей грудного возраста имеется склонность к диффузным реакциям, и поэтому при различных заболеваниях (пневмония, грипп, острые катары, отиты, дизентерия и др.) Легко возникают судороги, явления менингизма и токсикозы.
Период молочных зубов охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В это время центральная и периферическая нервные системы ребенка достигают более полного развития. Он начинает хорошо говорить, запас представлений об окружающем мире у него значительно обогащается, расширяются и углубляются внешние проявления эмоциональных переживаний. Значительно уменьшается склонность к диффузным реакциям, в результате чего ряд заболеваний (воспаление легких, болезни желудочно-кишечного тракта и др.) Протекают так же, как у взрослых. В этом периоде, и особенно в дошкольном, чаще встречаются заболевания, в патогенезе которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, крапивница, ревматизм). Чаще встречаются острые детские инфекции, возрастает возможность инфицирования и заболевания туберкулезом, полиомиелитом.
Период отрочества от 7 до 16 лет. Разделяется на младший школьный и средний школьный возраст. У детей младшего школьного возраста основные органы достигают полного развития. Заканчивается и морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга и проводящих путей.
У детей среднего школьного возраста появляются вторичные половые признаки, повышается роль гормонов половых желез, щитовидных желез и мозгового придатка; заметно ослабевает функция зобной железы. Часто наблюдаются эндокринные дисфункции. Увеличивается частота ревматизма, заболеваний сердца[en], нервной системы.
Период полового созревания (старший школьный возраст) от 13-14 до 18 лет у девочек, от 15-16 лет до 19-20 лет у мальчиков. Для этого возраста особенно характерны сдвиги со стороны центральной нервной и эндокринной систем: заканчивается развитие вторичных половых признаков, выявляется достаточная функциональная зрелость полового аппарата. Во взаимодействии желез внутренней секреции происходят весьма существенные сдвиги: гормоны половых желез несколько подавляют влияние щитовидной железы, повышается влияние гормонов надпочечников и островкового аппарата поджелудочной железы. Прекращается функция зобной железы, она атрофируется. Из заболеваний учащаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и психоневрозы, выявляются отклонения со стороны полового аппарата. Реже наблюдаются острые детские инфекционные заболевания, сравнительно часто имеет место обострение туберкулеза. Клиника большинства заболеваний такая же, как у взрослых.
Великие люди о детях
Пабло Пикассо:
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Агата Кристи:
Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство.
Валерий Синельников:
Если я хочу, чтобы мои дети были счастливы, то я должен быть сам счастливым человеком.
Врачи отмечают, что детский возраст делится на несколько ключевых периодов, каждый из которых имеет свои особенности и потребности. Новорожденный период, который длится до 28 дней, характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. В этот период важно обеспечить ребенку комфортные условия для адаптации к внешнему миру.
Далее следует раннее детство, охватывающее возраст от 1 до 3 лет. Врачи подчеркивают, что в этот период происходит активное развитие моторики и речи, что требует от родителей особого внимания и поддержки.
Дошкольный возраст, с 3 до 6 лет, является временем формирования социальных навыков и эмоционального интеллекта. Врачи рекомендуют активно вовлекать детей в игры и занятия, способствующие развитию креативности и коммуникации.
Наконец, школьный возраст, начиная с 6 лет, требует от детей умения концентрироваться и организовывать свое время. Врачи советуют родителям следить за психоэмоциональным состоянием ребенка, так как в этот период могут возникать стрессы и давление со стороны учебного процесса. Каждый из этих периодов важен для гармоничного развития ребенка и требует внимательного подхода со стороны родителей и специалистов.
Мнения о периодах детского возраста разнообразны и зависят от культурных и социальных факторов. Многие специалисты выделяют несколько ключевых этапов, таких как младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст. В младенчестве акцент делается на физическом развитии и эмоциональной привязанности к родителям. Раннее детство характеризуется активным познанием мира, когда дети начинают задавать множество вопросов и исследовать окружающую среду.
Дошкольный возраст часто ассоциируется с развитием социальных навыков, когда дети учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. В школьном возрасте акцент смещается на обучение и формирование самостоятельности. Родители и педагоги отмечают важность поддержки и понимания на каждом этапе, так как это закладывает основу для будущей личности. В целом, каждый период имеет свои уникальные особенности и требует внимания со стороны взрослых.
Стихи про детей
Сохраните в себе ребенка,
Так похожего на мечту,
Где душа… колокольчик звонкий,
Воспевающий доброту.
Сохраните в себе ребенка,
С любопытными глазами[en],
Кто мальчишку, а кто девчонку,
С развевающимися волосами.
Сохраните в себе ребенка,
С неподдельной жаждой жизни,
С интересом к миру с пеленок,
И с желанием жить, а не выжить.
Сохраните в себе ребенка,
Как частичку своей души,
Протяните навстречу руки,
Обрастать броней… не спеши.
Валентина Шемякина, «Берегите своих детей»
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье — короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Марк Лисянский, 1967
Был ветер в детстве вкусным,
И снегом пахло мыло,
И то, что стало грустным,
Весёлым в детстве было.
Хлеб с солью — объеденье,
А с сахаром — тем паче!
И было меньше денег,
И было всё богаче.
Ешь флотский борщ, вдыхаешь –
И тонешь в аромате
И тут же уплываешь
На парусном фрегате.
Ходил я в капитанах
Под северной звездою,
Мечтал о дивных странах[en]
За маминой едою.
Я был большим и сильным,
Глядел орлиным взором.
Ингул был синим-синим,
И пахла речка морем.
Потом я шёл в походы,
Потом я плыл в туманы,
И годы-пароходы
Прошли все океаны.
Со мной восток и запад,
Но нет со мною средства
Тот прежний цвет и запах
И вкус вернуть из детства!
Вопрос-ответ
Сколько периодов детского возраста можно выделить?
Период раннего детства (от 1 года до 3 лет), первый период детства (от 3 до 7 лет) — дошкольный возраст, второй период детства (младший школьный возраст) — девочки от 7 до 11 лет, мальчики от 7 до 12 лет, старший школьный период — девочки с 12 лет, мальчики — с 13 до 18 лет.
Какие возрастные периоды развития детей вы знаете?
Возрастные периоды детства: — младенчество (до 1 года); — раннее детство (от 1 года до 3 лет); — дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет); — младший школьный (от 6-7 лет до 10-11 лет); — подростковый (от 10-11 до 14-15 лет); — юношеский (от 14-15 до 17-18 лет).
Советы
СОВЕТ №1
Изучайте особенности каждого периода детского возраста, чтобы лучше понимать потребности и поведение вашего ребенка. Например, в младенчестве важно уделять внимание эмоциональной связи, а в дошкольном возрасте — развивать социальные навыки через игры.
СОВЕТ №2
Создавайте поддерживающую среду, соответствующую возрасту вашего ребенка. Для детей младшего возраста это могут быть безопасные игрушки и пространство для игры, а для подростков — возможность для самостоятельности и принятия решений.
СОВЕТ №3
Регулярно общайтесь с педагогами и специалистами, чтобы получать советы по развитию вашего ребенка в зависимости от его возраста. Это поможет вам адаптировать подход к воспитанию и обучению в соответствии с его потребностями.
СОВЕТ №4
Не забывайте о важности игры в любом возрасте. Игровая деятельность способствует развитию креативности, моторики и социальных навыков, поэтому старайтесь включать игры в повседневную жизнь вашего ребенка.