Едва ли найдется ребенок, который не любит смотреть мультики.
Яркая картинка, занимательный сюжет, запоминающиеся герои — все это привлекает юных зрителей, которые в силу возраста, впечатлительны и подвержены эмоциональным порывам.
Однако, далеко не все родители разрешают ребенку смотреть телевизор, поскольку не до конца уверены, что влияние мультфильмов на психику детей — исключительно положительное.
Как влияют мультики на детскую психику?
Мультипликационная индустрия может по разному воздействовать на психику ребенка. Сначала поговорим о плюсах, то есть, о пользе, которую получают дети, смотря мультфильмы.
Положительное влияние мультфильмов на психику ребенка:
- развитие речи. Наблюдая за героями и слушая их разговоры, дети учатся формулировать свои мысли, расширяют словарный запас, запоминают оригинальные высказывания и афоризмы;
- обучение. Многие мультфильмы сочетают в себе не только развлекательную, но и познавательную функции. Одни учат счету, другие — английскому языку, а из третьих можно почерпнуть массу полезной информации об окружающем мире;
- воспитание. В мультфильмах герои ведут себя плохо и хорошо — через подобные ситуации ребенок учится быть добрым, искренним, сопереживающим и т.д.;
- стимулирование полезных навыков. В процессе просмотров у детей улучшается память, логическое и абстрактное мышление, аналитические способности, ведь определенная мораль содержится почти в каждой мультипликационной истории, и иногда вывод не лежит на поверхности — до него нужно додуматься;
- развитие творческих наклонностей. Если ребенок представляет себя роботом или супергероем, в работу мозга включаются структуры, отвечающие за фантазию и наклонности к искусству. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии или хобби.
Подобное положительное влияние мультфильмов на психику детей возникает только при просмотре правильного и доброго контента.
Отрицательное влияние мультфильмов на здоровье ребенка:
- плохо действует на зрение. Особенно это актуально для детей до двух лет;
- задержка физического развития и набор лишнего веса. Ребенок должен прыгать, бегать и скакать — это неотъемлемая часть нормального взросления. Когда он неподвижно сидит, да еще и со сладостями в руках, итог становится очевидным;
- нарушения в работе мозга. Этот орган при просмотре ярких, быстро меняющихся картинок в сопровождении громкой музыкальной озвучки функционирует буквально на пределе, особенно, у зрителей дошкольного возраста;
- расстройства поведения. Одни дети, которых родители не ограничивают, в свободное от просмотра время являются гиперактивными, выбрасывая накопившееся напряжение, другие, наоборот — вялыми и апатичными ко всему, пока им не дозволят усесться на очередной сеанс;
- формирование зависимости. Некоторые юные личности готовы отказаться от сна, еды, похода в парк и других составляющих нормальной жизни, заменив все мультиками.
Есть и другие минусы. Например, Е.О.Комаровский при вопросе относительно пользы мультиков приводит такой пример. Ребенок смотрит в экран, на него летит мяч, потом картинка меняется, опасность уходит.
Адекватное чувство страха просто не формируется. В реальной жизни это может быть камень или что-то подобное и едва ли отсутствие реакции позволит увернуться, как это должно быть с тем, кто много играет на улице, а не сидит перед экраном.
Лучшее время для сеансов — дообеденное. Во второй половине дня, а особенно, вечером, мультфильмов лучше избегать.
Врачи и психологи отмечают, что мультфильмы могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на психику ребенка. С одной стороны, качественные анимационные фильмы развивают воображение, способствуют обучению и формируют социальные навыки. Они могут помочь детям понять эмоции и научиться сопереживанию, что особенно важно в раннем возрасте.
С другой стороны, чрезмерное увлечение мультфильмами, особенно насилием или негативными стереотипами, может привести к агрессивному поведению и искажению восприятия реальности. Врачи подчеркивают важность умеренности и выбора контента: родителям следует внимательно следить за тем, что смотрят их дети, и обсуждать с ними увиденное. Таким образом, мультфильмы могут стать полезным инструментом в воспитании, если использовать их с умом.

В каком возрасте можно смотреть?

Для тех же, кто постарше, важно не только выбирать правильные мультипликационные фильмы, но и строго ограничивать время просмотра. О нормах мы расскажем далее.
Мультипликационное произведение должно подходить ребенку по возрасту. Если трехлетняя малышка смотрит «Красавицу и Чудовище», едва ли она поймет что-то из смысла, зато испугаться может. Да и мальчик 4-5 лет вряд ли осмыслит сюжет из «Смешарики. Пин-код», рассчитанных на школьников средней и старшей возрастной группы.
Ограничения по времени
Допустимое время, которое ребенку разрешено смотреть мультфильмы, зависит от возраста.
Как долго можно смотреть мультфильмы детям:
- в 3-4 года продолжительность сеанса не должна превышать 20 минут (не более двух раз в день);
- в 5-7 лет допустимо увеличение до сорока минут (максимум, 2 раза в день);
- школьникам можно смотреть мультфильмы до 1-1,5 часов в день, но 2-3 раза в неделю, например, в пятницу, субботу и воскресенье. А лучше — только в выходные.
Кроме того, важно не только, «сколько смотреть», но и как правильно это делать. Во-первых, нужно сидеть, а не лежать или стоять. Во-вторых, расстояние да экрана не должно быть менее 2,5-3 метров.
В-третьих, если в комнате темно, необходимо включить дополнительное освещение (гореть должен не только яркий экран).
Мультфильмы давно стали неотъемлемой частью детства, и мнения о их влиянии на психику ребенка разделяются. С одной стороны, многие родители отмечают положительное воздействие анимации: яркие образы, увлекательные сюжеты и поучительные истории развивают воображение, учат дружбе и доброте. Мультфильмы могут стать отличным инструментом для обучения, помогая детям осваивать новые слова и концепции.
С другой стороны, существует мнение, что чрезмерное увлечение мультфильмами может негативно сказаться на психике. Некоторые эксперты предупреждают о рисках формирования агрессивного поведения из-за насилия в некоторых сюжетах или острая зависимость от экранного времени, что может привести к проблемам с вниманием и социальной адаптацией. Важно помнить, что ключевую роль играет не только содержание мультфильмов, но и то, как и сколько времени ребенок проводит за просмотром. Баланс и осознанный подход к выбору контента могут помочь избежать негативных последствий и сделать просмотр мультфильмов полезным и увлекательным занятием.

Признаки «нежелательного» контента
Психологи советуют родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, а затем обсуждать их и проигрывать увиденные ситуации в реальной жизни. Однако, на это не у всех есть время, а сортировать хороший контент от плохого — нужно уметь.
Признаки опасного мультика:
- рискованное или девиантное поведение героев. Если они прыгают с крыш, бросаются на проезжую часть, грабят магазины, бьют и оскорбляют других, ребенок посчитает такую модель поведения правильной и, скорее всего, захочет повторить нечто подобное в реальной жизни;
- уродливые или откровенно пугающие персонажи. Ребенок ассоциирует себя с главными героями, поэтому они должны выглядеть хотя бы относительно нормально;
- присутствие жаргона или нецензурной брани в разговорах;
- навязывание неправильных стереотипов. Все помнят старые диснеевские мультфильмы про прекрасных принцесс, мечтавших выйти замуж за принца. Сейчас многие ленты пропагандируют мужской тип поведения для девушек, не предусматривающий создания семьи и материнства. В дошкольном возрасте, когда идет закладка гендерных особенностей, это может отрицательно повлиять на ценности. Это лишь один пример, но можно найти и множество других;
- неправильное поведение. Если в мультфильме проявляют неуважение к старшим, вырубают деревья, ломают цветы на клумбах, выражают цинизм по отношению к попавшим в беду и т.д., едва ли, такой контент можно считать качественным и полезным для ребенка.
Если юный зритель после просмотра конкретного мультфильма становится агрессивным, гиперактивным, никого не слушает и ничего не понимает, значит, такой продукт медиа лучше исключить.
Существуют ли полезные мультики?
Хорошие и добрые мультипликационные фильмы есть, и их, к счастью, немало. Они формируют у ребенка правильные ценности: учат дружить, приходить на выручку попавшим в беду, а также заставляют помнить о необходимости быть вежливым, добрым, внимательным везде и всегда.
Приведем небольшой список для детей самых разных возрастов:
- «Котенок Гав»;
- мультфильмы по сказкам Сутеева;
- «Паровозик из Ромашково»;
- «Мусти»;
- «Кот Леопольд»;
- «Белоснежка и семь гномов»;
- «Лунтик»;
- «Фиксики»;
- «Бэмби»;
- «Король лев»;
- «Балто»;
- «Винни-Пух»;
- «101 далматинец»;
- «Леди и Бродяга»;
- «История игрушек»;
- «Бумажки».
Специалисты советуют сначала внимательно изучить сюжет и особенности героев мультика, а только потом допускать ребенка к просмотру.

Видео по теме
О влиянии мультфильмов на сознание детей в видео:
Подобрать хороший контент — непросто. Часто родители, выросшие на советских медиапродуктах, считают их идеальными и безвредными, по сравнению с современными.
Но и такой мультик может быть неполезным, ведь, например, Волк из «Ну, погоди» постоянно курит, а мама с папой в «Простоквашино» каждый день ругаются. На поиски идеального контента придется потратить время, но это убережет ребенка от серьезных и малоприятных последствий.
Вопрос-ответ
Как мультики влияют на психику ребенка?
Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества. Воспитывать. Персонажи мультфильмов учат доброте, искренности, покладистости и сопереживанию.
Почему мультфильмы вредны для детей?
Главная причина, по которой мультики смотреть вредно, в том, что они препятствуют развитию ребёнка — и физическому, и интеллектуальному. Дети до 6 лет находятся на особенной стадии познания мира. С помощью впитывающего разума они осваивают речь, пополняют словарный запас, учатся общаться и понимать эмоции других людей.
Какой вред наносят мультфильмы?
Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей: мультфильмы иногда могут способствовать формированию стереотипов, связанных с полом, расой или культурой, что может привести к предвзятому мышлению у детей. Чрезмерное использование мультфильмов может привести к малоподвижному образу жизни, что, в свою очередь, может способствовать ожирению и другим проблемам со здоровьем.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте мультфильмы с умом. Обратите внимание на содержание и возрастные рекомендации. Ищите анимационные фильмы, которые учат важным жизненным урокам, развивают креативность и способствуют эмоциональному развитию.
СОВЕТ №2
Установите лимиты на время просмотра. Ограничьте время, которое ребенок проводит за просмотром мультфильмов, чтобы избежать излишней зависимости от экранов и обеспечить баланс с другими активностями, такими как чтение, игры на свежем воздухе и общение с семьей.
СОВЕТ №3
Обсуждайте просмотренные мультфильмы. После просмотра обсудите с ребенком сюжет, персонажей и их поступки. Это поможет развить критическое мышление и понимание эмоций, а также укрепит вашу связь с ребенком.
СОВЕТ №4
Смешивайте мультфильмы с другими формами искусства. Включайте в досуг ребенка не только мультфильмы, но и книги, театральные постановки или занятия творчеством. Это поможет развить разнообразные навыки и интересы, а также снизит влияние экранного времени.


