Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.
Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.
Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.
Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.
Виды норм развития ребенка
Ребенок развивается согласно норме, если:
- уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
- его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
- он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.
Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.
Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.
Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.
Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.
Врачи подчеркивают важность раннего выявления отклонений в развитии ребенка. Первые признаки могут проявляться в задержке речевого развития, недостаточной моторной активности или трудностях в социальном взаимодействии. Специалисты рекомендуют родителям внимательно наблюдать за поведением и навыками ребенка, сравнивая их с возрастными нормами. Если возникают сомнения, следует обратиться к педиатру или детскому психологу. Важно помнить, что ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить прогноз. Врачи советуют не откладывать визит к специалисту, если родители замечают отклонения, так как это может помочь ребенку развиваться более гармонично и успешно.

Отклонения в развитии ребенка
Отклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:
- Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, зрения и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
- Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, задержкой психического и умственного развития.
- Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
- Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение (чрезмерный гнев, страхи, гиперактивность, слабоволие) от проявлений характера.
Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.
Причины отставания в развитии
Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:
- Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
- Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
- В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.
Многие родители сталкиваются с тревогой, когда замечают, что их ребенок отстает в развитии. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Однако, если возникают сомнения, стоит обратить внимание на определенные признаки. Например, задержка в речевом развитии, трудности с моторикой или социальными навыками могут быть сигналами о необходимости консультации специалиста. Педиатры и детские психологи рекомендуют проводить регулярные проверки развития, чтобы вовремя выявить отклонения. Также полезно общаться с другими родителями и делиться опытом, ведь поддержка и информация могут значительно облегчить ситуацию. Главное — не паниковать, а действовать, обращаясь за помощью к профессионалам, которые помогут разработать индивидуальный план поддержки для ребенка.

К каким специалистам обращаться?
В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.
Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:
- Неонатолог – врач, который занимается контролем раннего развития ребенка.
- Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
- Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
- Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
- Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
- Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.
Что делать?

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.
Распространенные методы лечения задержки развития:
- Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
- Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
- Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!
Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:
- Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
- Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
- Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.
При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему
Вопрос-ответ
Когда можно узнать, что ребенок с отклонениями?
— Если говорить о грубых пороках, то единственным методом, наиболее точно позволяющим выявлять их на раннем сроке, является ультразвуковое исследование, которое проводится.
К кому обращаться, если ребенок отстает в развитии?
Если ребенок не соответствует этим нормам развития, то следует обратиться к детскому неврологу. Эти врачи проведут первичную оценку состояния и, если это необходимо, направят на консультацию к логопеду и другим специалистам.
Как определить задержку в развитии ребенка?
Задержку в развитии ребенка можно определить, наблюдая за его физическими, когнитивными, социальными и эмоциональными навыками в сравнении с возрастными нормами. Если ребенок не достигает ключевых этапов развития, таких как ползание, ходьба, речь или социальные взаимодействия, в установленные сроки, это может быть признаком задержки. Рекомендуется обратиться к педиатру или специалисту по детскому развитию для проведения оценки и, при необходимости, получения рекомендаций по дальнейшим действиям.
Как понять, что отстаешь в развитии?
Понять, что отстаешь в развитии, можно по нескольким признакам: ощущение постоянного стресса или тревоги по поводу своих достижений, сравнение себя с другими и чувство, что они достигают большего, отсутствие новых навыков или знаний, а также трудности в адаптации к изменениям в окружающем мире. Если вы замечаете, что не достигаете поставленных целей или не развиваетесь в интересующих вас областях, это может быть сигналом о необходимости пересмотра подходов к обучению и саморазвитию.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно наблюдайте за развитием ребенка. Обратите внимание на ключевые этапы развития, такие как физические, когнитивные и социальные навыки. Сравните их с возрастными нормами, чтобы выявить возможные отклонения.
СОВЕТ №2
Обсуждайте свои наблюдения с педиатром или детским психологом. Если вы заметили задержки в развитии, не стесняйтесь задавать вопросы специалистам. Раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию.
СОВЕТ №3
Создайте поддерживающую среду для ребенка. Обеспечьте ему возможность играть, исследовать и учиться в безопасной и стимулирующей обстановке. Игра является важным аспектом развития, который помогает детям развивать необходимые навыки.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалистам для проведения диагностики. Если у вас есть серьезные опасения по поводу развития ребенка, не откладывайте визит к логопеду, дефектологу или нейропсихологу. Профессиональная оценка поможет определить, нужны ли дополнительные меры поддержки.


